Семейный альбом в живописных портретах Константина Маковского.
Константин Егорович Маковский был одним из самых модных и дорогих портретистов России во второй половине 19 века. Современники называли его «блестящий Костя», а император Александр II— «мой живописец». Количество проданных полотен виртуозного мастера можно было сравнить лишь с популярностью картин Айвазовского — самого плодотворного художника. При том при всем они стоили таких колоссальных денег, что русские коллекционеры, в том числе и Павел Третьяков, не имели возможности их приобрести. А всемирная слава Маковского была настолько велика, что именно ему было предложено американцами написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта.


Родоначальник династии Маковских. Егор Иванович Маковский. (1859). Автор: К.Е. Маковский.

Как-то Расул Гамзатов, размышляя о человеческом таланте высказался: «Талант не передается по наследству, иначе в искусстве царили бы династии…». Династий в истории русского искусства действительно мало, но все же есть одна великая династия Маковских, где родоначальником был один из организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Егор Иванович. По его стопам пошли его дети — Александра, Константин, Николай, Владимир и некоторые из его внуков. Все из династии Маковских стали достаточно знаменитыми художниками, и были широко известны в художественной среде, но всемирную славу получил лишь один: старший из сыновей — Константин.

«Портрет Е.И.Маковского, отца художника». (1856). Автор: К.Е.Маковский.

«Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя ни академии, ни профессорам, а исключительно моему отцу», — вспоминал К. Е. Маковский, унаследовавший от родителей все таланты. Мать же имела великолепный талант певицы, которым пожертвовала ради семьи. И в том, что все дети в семье Маковских были музыкально одарены — ее заслуга.


Мать — Любовь Корниловна Молленгауэр. Автор: К.Е. Маковский.


Владимир Маковский. Автор: К.Е.Маковский.


Александра Маковская, дочь. Автор: Е.И. Маковский


Николай Маковский, сын. Автор: Е.И. Маковский

4-летним ребенком Костя рисовал легко и непринужденно все, что видел. А в 12-летнем возрасте уже занимался в Школе живописи и ваяния, где первыми учителями были Зарянко, Скотти и Тропинин. Юный талант освоил живописную манеру так, что его копии нельзя было отличить от тропининских портретов.

Костя Маковский был среди тех 14-ти лучших выпускников Петербургской Академии художеств, которые устроили так называемый «бунт четырнадцати «. Все «бунтари» своих дипломов так и не получили и Маковский, в том числе. Однако через несколько лет он был удостоен звания академика, профессора, действительного члена академии.

Самые богатые и знатные наперебой позировали живописцу, так как иметь портрет кисти гения было очень престижно. Его самозабвенно любили женщины, и он их любил.


Автопортрет. Константин Маковский.

Личная жизнь в портретах Константина Маковского

У любвеобильного Маковского от четырех женщин было десятеро детей, двое из которых умерли еще во младенчестве. Плодом первой любви была внебрачная дочь Константина Наталия, рожденная в 1860 году и жившая в доме отца до самого замужества.
В 1866 году художник обвенчался с артисткой драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Еленой Бурковой. Молодая пара, имеющая общие интересы и духовное родство, жила счастливо. Елена немного рисовала и была увлечена музыкой и театром. Она внесла в рассеянную «богемную» жизнь Маковского много любви и душевного тепла. Но их счастье резко оборвалось: сначала умирает новорожденный сын, а через два года, от туберкулеза умирает Елена.


Автопортрет. Константин Маковский.

Не пройдет и года, как овдовевший Маковский повстречает на балу в Морском корпусе 15-летнюю Юлию Павловну Леткову, приехавшую в Петербург поступать в консерваторию. Влюбившись с первого взгляда, 35-летний профессор живописи не отходил от юной красавицы ни на шаг. Его покорила необыкновенная музыкальность юной особы, которая имела необыкновенно красивый тембр сопрано. А сам Константин Егорович обладал удивительно бархатистым баритоном, и пел как профессиональный артист.

Когда Юлии исполнилось шестнадцать, они обвенчались и уехали в Париж. Там же родилась их первая дочь Марина, которая умрет в 8-месячном возрасте от менингита.


Портрет в красном берете (Юлия Маковская)
Как то в несколько сеансов Константин напишет первый портрет жены Юлии в красном берете, который откроет огромную серию прославленных женских портретов. И около пятнадцати лет Юлия Павловна будет неизменной музой и моделью исторических и мифологических картин Маковского.


Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской. (1887). Автор: К.Е. Маковский.


Портрет Юлии Маковской. (1890). Автор: К.Е. Маковский.


Портрет сына Сережи в матроске. (1887). Автор: К.Е. Маковский.

Сын Сережа, рожденный в 1877 году, с самого младенчества также станет для отца моделью. Его «…очень долго одевали по детской моде тех лет и отращивали локоны, которые так нравились отцу…». В будущем будет поэтом, художественным критиком и организатором художественных выставок, издателем.


В мастерской художника. Маленький вор. (1881). Автор: К.Е. Маковский.


Портрет Юлии Павловны Маковской в красном. (1881). Автор: К.Е. Маковский.

Через год в их семье родится дочь Елена, впоследствии ставшая художницей, учителем которой будет сам Илья Репин. А в 1883 году в семье Маковских снова пополнение — сын Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III.


Мать и дочь в интерьере. (1883). Автор: К.Е. Маковский.


Семейный портрет. 1882. Автор: Константин Маковский.
В то время как семья Маковского жила то в Париже, то в Италии, он много путешествовал по Европе, Азии, собирая материал для своих исторических полотен. В семье бывал наездами. И вот однажды приехав к родным объявил, что у него родился внебрачный сын. Измену Маковскому не простила ни Юлия Павловна, ни дети. Особенно переживал раскол в семье Сергей: он так и не смог простить отцу, что тот в одночасье разрушил их счастливую и дружную семью.


Константин Маковский с Марией Матавтиной.
А случилось это в 1889 году, когда Константин Егорович повез в Париж на Всемирную выставку, несколько своих полотен, где и повстречался с 20-летней Марией Матавтиной, с которой завязался тайный роман. Плодом их страстной любви будет рождение сына Константина.

Через два года у художника родится второй незаконнорожденный ребёнок – дочь Ольга, а в 1896 году – Марина. И лишь спустя пять лет после рождения последней дочери Константин Маковский женится на Марии Матавтиной, и суд узаконит их детей. В 1900 году в его новом, уже законном браке, родится четвёртый ребенок – сын Николай.


Портрет жены художника, Марии. Автор: К.Е. Маковский.


Портрет Марии Маковской (Матавтиной). Автор: Константин Маковский.


Портрет дочери художника Марины. Автор: К.Е. Маковский.


Портрет Константина и Оленьки. Автор: К.Е. Маковский.


Портрет сына Константина. Конец 1890-х. Автор: Константин Маковский.


Портрет детей художника, Константина и Ольги. Автор: К.Е. Маковский.


Портрет дочери художника Оленьки. 1900-е. Автор: К.Е. Маковский.


Портрет дочери художника. Ольги. Автор: К.Е. Маковский.


Портрет жены художника Марии Алексеевны. Автор: К.Е. Маковский.

О себе художник говорил довольно самокритично: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин… Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.»

Константин Маковский.

Летом 1915 года Константин Маковский стал жертвой несчастного случая: экипаж, в котором ехал художник, врезался в трамвай. Полученные травмы были несовместимы с жизнью. Он скончался в Петербургской больнице, не приходя в сознание.

Владимир Маковский, в отличие от брата Константина, свои жанровые картины посвящал реализму, в частности повседневной жизни простого народа. Его полотна стали хрестоматийными.

published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru

adminассорти
Семейный альбом в живописных портретах Константина Маковского.Константин Егорович Маковский был одним из самых модных и дорогих портретистов России во второй половине 19 века. Современники называли его «блестящий Костя», а император Александр II— «мой живописец». Количество проданных полотен виртуозного мастера можно было сравнить лишь с популярностью картин Айвазовского - самого...