История России без прикрас на искренних картинах Владимира Маковского, уже в 15 лет писавшего для Третьяковки
«Мальчик, продающий квас». (1861). / «К венцу» (1894). Автор: Владимир Маковский.
Творчество Владимира Маковского — это живописный учебник истории, наполненный краткими рассказами в красках о жизни людей всех слоев общества России в 19 веке. Являясь ярким представителем славноизвестной династии художников Маковских, живописец творил в жанре критического реализма. А талант его был так велик, что первая его работа, написанная в 15-летнем возрасте, украшала в свое время стены Третьяковки.
«Автопортрет». Автор: Владимир Егорович Маковский.
Дом семьи Маковских, отличающийся радушием и гостеприимством, регулярно собирал известных художников, музыкантов, писателей, артистов. В него были вхожи знаменитости того времени — Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин. Художник унаследовал от своих родителей безмерную любовь к искусству, чудесный слух и очень красивый голос.
«В жаркий день». (1881). Серпуховский художественно-исторический музей.
Из пятерых детей, которых воспитали Егор Иванович и Любовь Корнилиевна Маковские — трое стали известными художниками. Успешнее всех был брат Константин, творивший в манере салонной живописи, героями его полотен были люди высшего света многих стран. Чего не скажешь о Владимире он был менее знаменит, но его картины носили хрестоматийный характер, отражающие жизнь России.
«Мальчик, продающий квас». (1861). Автор: Владимир Маковский..
В доме, где царила атмосфера искусства, Владимир очень рано приобщился к живописи.
Он мастерски управлялся и с акварелью, и с маслом, и с карандашами; а испытывая страсть к музыке — отлично играл на скрипке и превосходно пел.
В 15-летнем возрасте Володя под руководством своего учителя В.А. Тропинина создал полотно «Мальчик, продающий квас» (1861), которое станет украшением стен Третьяковской галереи.
«Приезд учительницы в деревню». (1896-1897) Государственная Третьяковская галерея
Множество картин В.Е. Маковского являются реальным отражением бытия практически всех социальных слоев и сословий Российской империи. «Здесь купцы, чиновники, дворяне всех рангов; разночинная интеллигенция и трудовой люд — ремесленники, мастеровые и крестьяне; мещане и обыватели разных возрастов и характеров; приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы.»
«Крестьянские дети», 1890, Харьковский художественный музей.
Талантливый живописец, пристально всматриваясь в окружающий мир, искренне сочувствовал людскому горю и слабостям, от души радовался их маленьким удачам. Из под его кисти одна за другой выходили картины, повествующие о судьбе простого народа.
Не пущу! (1892).
Около полувека ежегодно выставлял он свои новые работы на всевозможных выставках. И всегда были в центре внимания полотна злободневного характера, пробуждающие мысль и гражданское сознание, понятные самой широкой аудитории.
«Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей». (1869).
Картина, написанная на конкурс «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» в 1869 году принесла живописцу славу и золотую медаль за художественную экспрессию. Тогда же Академия художеств удостоила живописца звания художника 1-й степени.
«В приемной у доктора». (1870).
Полотно «В приемной у доктора», представленное на выставке в 1870 году — имело немалый успех, а художнику пророчили большую славу. Затейливый сюжет картины пропитан тонким юмором, а техника — скрупулезностью в деталях. Мы видим как сердобольный священник со знанием дела объясняет старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. А та в свою очередь всем своим видом воплощает живущую в народе веру в чудодейственную исцеляющую силу народных способов лечения.
Любители соловьев. (1872-1873). Государственная Третьяковская галерея.
В 1873 году полотно «Любители соловьев» принесло ему звание академика Академии художеств и экспонировалось на Всемирной выставке в Вене, где привлекло немалый интерес публики.
Свидание. (1883). Автор: Владимир Маковский.
Многие творенья художника повествуют печальные новеллы о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий город. Тихой грустью, умилением, печалью веет от глаз матери, пришедшей из деревни навестить отданного «в люди» сына.
«На бульваре». Государственная Третьяковская галерея
Есть у художника и сюжетные полотна, наполненные трогательностью лиризмом и драматизмом.
«Объяснение». (1889-1891).
Женитьба и рождение двух сыновей оказали свое влияние на тематику творчества художника, который погрузился в мир детства и создал полотна «Пастушки», «Ночное», «Игра в бабки».
«Игра в бабки». (1870). Государственная Третьяковская галерея.
«Рыбачки». (1886). Краснодарский краевой художественный музей.
На многих картинах Владимира Егоровича просматривается легкий юмор, и это при всей сложности композиций, наполненных мелкими деталями и массой образов, которые наделялись соответствующим характером и мимикой.
«Друзья-приятели» (1878). Челябинская картинная галерея.
«Выбор приданого». 1897-1898
Идея народничества и борьбы за правду, прошедшая через всю творческую деятельность Маковского, послужила мотивом вступления художника в ряды Товарищества передвижных выставок в 1872 году. А через год он уже занимал место в правлении.
Этюд к картине «Толкучий рынок в Москве» (1875). Государственная Третьяковская галерея.
Его полотна всегда были разнохарактерными, но узнаваемыми по манере и технике. А натурщиками его были самый простой люд, толпа и зеваки на улицах, образы которых стали своеобразным посвящением жизни крестьян и трудового народа. Причем характер этих людей всегда источал позитив и искренность.
«Две матери. Мать приемная и родная». (1905). Самарский областной художественный музей.
И дабы подчеркнуть несправедливость по отношению к обездоленным и бесправным слоям общества живописец в своих работах использует контраст персонажей: бедный – богатый, грязный – холеный, голодный – сытый.
«Наем прислуги». (1891).
Почти в каждой работе Владимир Егорович создавал интригу, которая удивительным образом вписывалась в композицию картины. Он как бы строил драматургию своих жанров на удачно выстроенных мизансценах. Разного рода мелкие бытовые детали и подробности всякий раз удачно дополняли создаваемый образ.
«В трактире». (1887).
Владея уникальным даром психолога, мастер заглядывал в душевный мир своих героев и с помощью найденной характерной позы или выразительного жеста, мимики усиливал впечатление от происходящего на картине.
«Ходынка». (1901).
Наиболее социально-эпатажные из его картин иной раз были под запретом цензуры. Такая участь была у полотна «Ходынка».
«После Ходынки. Ваганьковское кладбище.» (1901).
Владимир Маковский пользовался огромной популярностью у московской публики, его полотна хорошо продавались всегда в отличии от работ большинства художников того времени. Из воспоминаний современников мастера:«жил Маковский богато, имел по сравнению с другими художниками значительный капитал, выработанный упорным трудом, постоянной систематической работой. Картины Маковского были очень дороги: сотни и тысячи рублей. Покупателями являлись лица, обладавшие большим капиталом, аристократы, двор, иногда музеи».
В отличие от своего брата Владимира — правдолюбца и борца за честь униженных и оскорбленных, Константин Егорович Маковский был дорогим салонным художником, имевшим в своих клиентах знать не только России, но с стран Европы и Америки.
published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru
https://art-oboz.ru/uncategorized/istoriia-rossii-bez-prikras-na-iskrennih-kartinah-vladimira-makovskogo-yje-v-15-let-pisavshego-dlia-tretiakovki.htmlассорти
Добавить комментарий