Грандиозное историческое полотно, которым Константин Маковский бросил вызов самому Илье Репину
Воззвание Минина к нижегородцам. (1896). Фрагмент полотна. / Константин Маковский в мастерской.
Событие, произошедшее в культурной жизни России в 1891 году, потрясло К.Е.Маковского до глубины души: Илья Репин впервые вынес на суд публике свое гениальное творение — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», над которым трудился 13 лет. Прежде ни одна работа Репина так не задевала Маковского, пишущего лишь салонные и феерические полотна. А это произведение зацепило за живое Константина Егоровича, и он решается на создание своего грандиозного полотна, потрясающего размерами, сюжетной линией, композиционным построением.
Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. Автор: Константин Маковский
Переживая душевное смятение и кризис в творчестве, Маковский со рвением начинает собирать материал для будущей исторической картины, пропитанной патриотическим содержанием, в основу которой должны были лечь события смутных времен России. А именно, народное движение против польских интервентов в начале 17 века под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Репин же, узнав, что Маковский в поисках сюжета обратился к историку Д.И.Яворницкому, саркастически заметил:» Вы дайте ему красочную тему. Красочность в живописи для него выше всего. И нужно сказать, что тайну сочетания красок он постиг, как никто из нас. Но дальше этого вы не ищите у него ничего: ни стонов страдальца, ни жгучих болей души, ни воплей отчаяния, ни отважной борьбы за волю с насильниками».
Воззвание Минина. Эскиз. Художник Илья Репин
Нужно заметить, что неоднократно героический образ Кузьмы Минина пытался затронуть и сам Илья Репин. В 1894 году, когда работа Константина Маковского была в разгаре, Репин напишет первый свой многофигурный эскиз, но так и не сможет воплотить его в законченную картину. Хотя еще несколько раз будет возвращаться к этой теме.
«Воззвание Минина к нижегородам в 1611 году». Сюжет и действующие лица
Воззвание Минина. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.
Сентябрь 1611 года. Раннее утро. Нижний Новгород проснулся от тревожного звона колоколов, созывающего жителей на торговую площадь. На подмостках из бочки и досок видим старосту города Кузьму Минина, яростно взывающего к сходящейся толпе. Он произнес речь простыми словами, но так взволнованно, с таким воодушевлением, что сумел донести ее суть до каждого сердца: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру…».
На переднем плане холста видим огромное количество лиц, отражающих различные характерные оттенки настроений и переживаний. Только прописанных портретов на холсте свыше ста, и при том ни одного равнодушного лица.
Воззвание Минина. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.
Максим Горький в одном из своих очерков на Всероссийской выставке так описывал происходящее действие:«Всюду, по горе, около Минина и его кафедры — толпа, волнующаяся, крикливая, охваченная огнем сознания своей задачи.
. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.
Убогий нищий, с костылем под мышкой, срывает со своей шеи крест, и лицо его взволнованно, бледно. Здоровенный мясник, засучив рукава рубахи, готов хоть сейчас бить поляков, мускулы голых рук напряжены, лицо зверски свирепо, изо рта, должно быть, летят крылатые слова. Парень с глупой, круглой рожей сует Козьме кожаную кису.
Воззвание Минина. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.
Вершник пробивается сквозь толпу, окутанную облаком пыли и льющуюся широким потоком из ворот башни старого, видавшего мордву и татар, кремля, крепко осевшего там, на горе, высоко над толпой. Толпа льет с горы лавиной — она чувствуется и за серой, угрюмой стеной кремля. Седобородый мужик истово крестится — он только что положил к ногам Козьмы икону в ризе.
Воззвание Минина. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.
Белоголовая девчоночка, держась сзади за шубейку матери, несущей к бочке свои платья, улыбается блеску кубков и братин, лежащих на земле. Отовсюду тащат яркие платья, ларцы, посуду из серебра; штоф, парча, шелк валяются кучами под ногами людей.
Воззвание Минина. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.
Красавица боярыня со жгучими глазами и матово-бледным лицом вынимает серьги из ушей, неподалеку от нее какой-то странник — плут и пьяница, судя по его лисьей роже, — подняв к небу руку, важно проповедует что-то.
Воззвание Минина. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.
Позади Минина молодой стрелец, взмахнув в воздухе тяжелой секирой, орет во все горло, и глаза его налиты кровью… Всюду возбуждение страшное, и выражено оно — на мой взгляд — ярко… Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит и мечется с силой ужасной, готовый все ломить сплеча».
Воззвание Минина. Фрагмент. Автор: Константин Маковский.
В правой части холста — движущееся шествие из церкви с чудотворной иконой Казанской Богоматери, которая впоследствии стала символом победы русичей над польскими интервентами. Она сопровождала ополченцев вплоть до штурма Московского Кремля 22 октября (4 ноября) 1612 года.
Создание грандиозного полотна
На просьбу художника выделить соответствующее помещение для работы над картиной в России, Академия художеств Петербурга ответила отказом. И поэтому свое историческое произведение Маковский писал, находясь во Франции в парижском предместье Сен-Жермен. Для работы живописец покупает под Парижем мастерскую В.В.Верещагина, которая была оборудована по последнему слову техники, и состояла из студии и огромного павильона под открытым небом. В этом павильоне можно было работать с утра до вечера, так как, движущийся по рельсам вагончик с натурщиками перемещался в течение дня вслед за солнцем. И художник мог писать натуру под неизменным освещением.
Константин Маковский в мастерской за работой над картиной.
Иногда Маковский приезжал в Россию, что бы собрать дополнительный исторический материал и написать этюды к картине непосредственно в Новгороде. Кропотливый труд и напряжение отбирали немало сил, и иногда мастер был не далек от того, чтобы бросить работу над картиной. Но недюжинное упорство и трудолюбие все же заставило его начатое дело довести до конца. И вот по истечению более пяти лет окончательные работы над полотном Маковский будет проводить уже в Петербурге.
А в 1896 году полотно Константина Маковского впервые увидят зрители в Нижнем Новгороде на 16-й Всероссийской выставке. Ввиду того, что полотно было огромных размеров — 6х7 метров, устроителям выставки пришлось для картины выстроить специальный павильон.
«Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году» в Гербовом зале городской думы.
Простой народ принял эту картину с воодушевлением, так как написана она была доходчиво, смысл ее легко читался, а содержание затрагивало душевные струны. Чего нельзя было сказать о критиках и просвещенных ценителях искусства.
Одной из причин неприятия русской интеллигенцией этого полотна было то, что Маковского считали салонным художником, который много лет посвятил написанию «слащавых головок неизреченной красоты», голых и полуголых женщин, живописных спектаклей, которые принесли художнику «обидную популярность». И с тех пор не утихают споры вокруг лучшего произведения живописца, его противоречивости таланта и мировоззрения.
Константин Маковский
После Всероссийской выставки картина «Воззвание Минина» много путешествовала. Она была показана в Петербурге, Москве, Париже. Зарубежные коллекционеры, знающие работы Маковского, сразу же начали прицениваться, однако сам художник, вложивший в нее, как ни в одно другое произведение, много сил, времени и душевного горения, твердо решил оставить ее в России.
Константин Егорович преподнес ее в дар Нижнему Новгороду, и в 1908 году картина «Воззвание Минина» была перевезена в Нижний и установлена в Гербовом зале городской думы, где и находилась до 1972 года. После чего ее перенесли в специально отстроенный зал Горьковского государственного художественного музея.
Историческое событие 1611 года в творчестве других художников.
Это героическое время в истории России, когда народное ополчение поднялось на борьбу с интервентами под руководством Минина, пытались запечатлеть и другие художники на своих полотнах.
Воззвание Минина. Художник Фаюстов.
Воззвание Минина. Художник Д. Кившенко.
Воззвание Минина к нижегородцам.(1861). Художник Песков М. И.
И как видим, лишь К.Е.Маковскому удалось «создать эпическое произведение, где в монументальных формах переданы массовость, размах и масштаб самого народного движения».
Больше Маковский никогда не возвращался в своем творчестве к историческим полотнам. Он так и продолжал писать салонные портреты и феерические полотна, которые стоили огромных денег.
published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru
https://art-oboz.ru/uncategorized/grandioznoe-istoricheskoe-polotno-kotorym-konstantin-makovskii-brosil-vyzov-samomy-ile-repiny.htmlассорти
Добавить комментарий