Сальвадор Дали и Гала у полотна “Мадонна Порт-Льигата.”
Сюрреализм Дали был неотъемлемой частью его бытия, и не видя ни в чем границ, он писал и любовь, и сексуальную революцию, и людей, и животных, иногда сливая их в гротескной манере в одно целое. А Вторая Мировая война внесла новые коррективы в мировоззрение Сальвадора Дали. Он обратился к религии, став в истовым католиком. Великий сюрреалист начинает писать полотна на религиозные сюжеты, иллюстрировать Священное писание.


«Мадонна со святыми и герцогом Урбинским» (1472—1474). Милан. Автор: Пьеро делла Франческа .

Понимая, что убедить весь мир в своей религиозности будет сложно, Дали пытается создать высокодуховное произведение, полагаясь в своем сюжете на творения художников эпохи Возрождения. Да и сами краски, используемые для написания холста, были приготовлены по традиционным рецептам XV века. Прообразом своей композиции Дали взял сюжет картины художника той эпохи Пьеро делла Франческа «Мадонна со святыми и герцогом Урбинским».

“Мадонна Порт-Льигата” (1949)- первая версия


“Мадонна Порт-Льигата”. (1949). Автор: Сальвадор Дали.

“Мадонна Порт-Льигата” — одна из самых скандальных картин Сальвадора Дали, где художник фантастически причудливым образом синтезировал мистицизм и христианские мотивы в единое целое. Своей работой Дали видимо хотел убедить почитателей своего таланта и критиков в своем искреннем возвращении к вере. Что совсем не убедило последних, которые и придумали название новому стилю художника — «ядерный мистицизм», то есть — далек от веры.

Но тут произошло нечто неожиданное: римский папа Пий XII в 1949 году благословил это полотно, и в знак уважения Дали преподнес ему в дар свое творение. По-видимому, этот шаг был связан с кризисом церковной власти в послевоенное время, и для того чтобы показать, что католицизм — открытая и прогрессивная религия.

Папу римского не ввел в смущение даже тот факт, что облик Богоматери был написан с Галы Дали, вся жизнь которой состояла из множества скандальных историй и мистификаций.

“Мадонна Порт-Льигата”. Фрагмент. Автор: Сальвадор Дали.

Эту работу, наполненную традиционными христианскими символами и аллегориями можно «прочесть» с помощью фрейдистского ключа.

Мадонна на полотне, имеющая портретное сходство с Галой, символизирует слияние образов матери и жены художника в единое целое. Таким образом Дали как будто воскрешает свою мать, умершую от рака в 47 лет, через образ Галы. Расколотое чело — незавершенный процесс перехода Дали к новому психологическому состоянию. А руки символизируют оберегающий жест.


“Мадонна Порт-Льигата”. Фрагмент. Автор: Сальвадор Дали.

Младенец Христос — это сам Дали, не устававший подчеркивать свою «божественность» на протяжении всей жизни. Он изображен как бы в утробе Мадонны, что является проявлением единства матери и дитя.»Окна» в телах которых, символизируют перевоплощение в иную реальность, где мать и сына связывают новые узы.


“Мадонна Порт-Льигата”. Фрагмент. Автор: Сальвадор Дали.

Раковина и яйцо представляют собой явную аллюзию на традиционные в христианской иконографии образы Бога Отца и Святого Духа. На полотне изображено еще множество предметов, которые являются символами любви, верности, жизненной силы, женского начала, свершающихся перемен.


“Мадонна Порт-Льигата”. Фрагмент. Автор: Сальвадор Дали.

В целом же Мадонна на картине предстает зрителю разъятой и порочной, она отождествляется и с идеалом в духе искусства Возрождения, и с роковой и свободной женщиной 20 века.

Существуют обоснованные предположения, что у Дали были сексуальные расстройства, поэтому он не мог иметь детей. И предпочитая умалчивать о своих проблемах, любовные интриги Галы он использовал как часть своего имиджа. Такой вот «ядерный мистицизм» и вера, и боль Сальвадора Дали.

“Мадонна Порт-Льигата” (1950) — вторая версия.


“Мадонна Порт-Льигата”. (1950). (Вторая версия). Автор: Сальвадор Дали.

Порт-Льигат

Наименование полотна соответствует определенной географической местности, вполне узнаваемой. Порт-Льигат — крошечное селение на побережье Коста-Брава, где супруги Дали в далеком 1929 году снимали рыбацкую хижину на побережье.


Порт-Льигат. Сальвадор и Гала Дали.

Со временем они смогли выкупить это жилище и превратить в семейное гнездышко, наполненное множеством «далианских» атрибутов: «бассейном фаллической формы, чучелом медведя, служившим лампой, яйцами на коньках крыши» и прочими сюрреалистическими штучками.


Порт-Льигат. Испания.


Порт-Льигат

На сегодняшний день здесь расположен дом-музей Дали, который является местом паломничества “далифилов”.

Мадонны Сальвадора Дали, написанные в разные годы

Справедливости ради нужно заметить, что Сальвадор Дали к образу Богоматери обращался и в дальнейшем. Но божественный образ уже носил другой характер и новые идеи.


Взрывающаяся Мадонна. (1951). Автор: Сальвадор Дали.


Мадонна в частицах. (1952). Автор: Сальвадор Дали.


Микрофизическая Мадонна. (1954). Автор: Сальвадор Дали.


Максимальная скорость Мадонны Рафаэля. (1954). Автор: Сальвадор Дали.


Гвадалупская Дева. (1959). Автор: Сальвадор Дали.


Мадонна с мистической розой. (1963). Автор: Сальвадор Дали.

Иллюстрации Сальвадора Дали для Священного писания

А вот еще один малоизвестный факт из творчества великого сюрреалиста, который на протяжении всего творческого пути демонстрировал неиссякаемую фантазию во всех ипостасях.


Библия. Автор иллюстраций: Сальвадор Дали.

В 1967 году, в Италии была впервые растиражирована уникальная версия Библии с иллюстрациями Сальвадора Дали в стиле абстрактного экспрессионизма. Она издавалась с благословения Папы Римского, который одним из первых получил в подарок это необыкновенное издание Священного писания в переплете из белой кожи и золота.


Библия. Автор иллюстраций: Сальвадор Дали.

Этот художественный проект предполагал детальное и углубленное изучение текста Библии, «духовное проникновение не только в сюжетную линию, но и скрытый смысл и истину слов Великой Книги». И художник пропустил библейские сюжеты через свое сознание, со свойственной ему экспрессивностью и выразительностью.


Библия. Автор иллюстраций: Сальвадор Дали.

Сальвадор Дали был уникальным художником. Его жизнь и творчество были эксцентричны до такой степени, что сделали его в истории искусства в большей степени мифологическим персонажем, нежели реальной фигурой.

А его любимая Гала(Елена Дьяконова) — русская муза Сальвадора Дали была для него музой и проклятием, менеджером и тираном, женой и дикой страстью всей жизни.

published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru

adminассорти
Сальвадор Дали и Гала у полотна “Мадонна Порт-Льигата.”Сюрреализм Дали был неотъемлемой частью его бытия, и не видя ни в чем границ, он писал и любовь, и сексуальную революцию, и людей, и животных, иногда сливая их в гротескной манере в одно целое. А Вторая Мировая война внесла новые коррективы в...