Через призму советского ретуши: Редкие фотоколлажи из архива времён Великой Отечественной
Уникальные кадры Великой Отечественной через призму советской ретуши.
Во время Великой Отечественной советские плакаты, гражданские и фронтовые газеты, листовки, радиопередачи называли «третьим фронтом». Простой фотограф оказаться на фронте с камерой в руках возможности не имел – это приравнивалось к военному преступлению. Снимали в армии только командированные фотографы, которые должны были отсылать негативы в Совинформбюро, где их ретушировали. Порой из фото различных авторов составляли коллажи, а затем подкрашивали их чернилами или гуашью. В этом обзоре редкие снимки из уникального архива, который принадлежит украинскому фотографу Артуру Бондарю.
1. Артиллерийские орудия крупного калибра
В годы Великой Отечественной пропаганда и агитация стали одним из мощнейших инструментов поддержания боевого духа бойцов Красной армии и граждан Советского Союза.
2. Основа советских плакатов и листовок
Знаменитые советские плакаты, листовки, фронтовые и гражданские газеты, радиопередачи и трансляции записей во вражеских окопах называли «третьим фронтом».
3. Колона войск
Решение о производстве подобных материалов было принято в первые дни Великой Отечественной войны.
4. Продвижение в глубь вражеской территории
Формированием образов, задействованных в пропаганде, занимались Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделение по работе с войсками противника РККА.
5. Военный оркестр
Уже 24 июня 1941 года ответственным за пропаганду на радио и в печати было назначено Совинформбюро.
6. Инструктаж перед боем
Во время Великой Отечественной войны простой фотограф не имел возможности попасть на фронт: иметь камеру и фотографировать приравнивалось к военному преступлению.
7. Советские лётчики
Командированные фотографы отсылали негативы в Совинформбюро, где они подвергались ретуши. Из разных фотографий разных авторов составлялись батальные коллажи, после чего их подкрашивали гуашью и чернилами.
8. Наступление
Это называлось «художественной ретушью», поскольку занимались этим мастера с художественным образованием.
9. Разгром вражеских позиций и продвижение войск
После ретуши делались фотокопии коллажей, которые и пускались в печать.
10. Советские истребители
Из-за крупного газетного растра практически невозможно было рассмотреть искусно выполненную манипуляцию.
11. Парад
После развала СССР найти настоящие коллажи того периода было практически невозможно.
12. Расстрел военнопленных
Однажды Артур Бондарь заметил нечто похожее на оригинальный коллаж на барахолке в Грузии. Тот экземпляр был в ужасном состоянии.
13. Советские бомбардировщики
После этого фотограф начал искать раритеты на блошиных рынках в разных городах (Тбилиси, Харькове, Одессе, Киеве, Москве и других). Так он добавил в свою коллекцию еще несколько интересных коллажей.
14. Панорама разрушенного города
После того как Бондарь обнаружил архив советского фотографа Валерия Фоминского, с ним связался частный коллекционер, у которого имелось солидное собрание коллажей времен Второй мировой войны.
15. В пригороде Берлина
Он хотел продать свое собрание тому, кто покажет эти фотоколлажи миру, чтобы они не лежали без дела.
Огромное впечатление производят сегодня и работы Лазаря Рана – главного графика Европы, непризнанного на Родине.
published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru
https://art-oboz.ru/uncategorized/cherez-prizmy-sovetskogo-retyshi-redkie-fotokollaji-iz-arhiva-vremen-velikoi-otechestvennoi.htmlассорти
Добавить комментарий