Через призму советского ретуши: Редкие фотоколлажи из архива времён Великой Отечественной
![]()
Уникальные кадры Великой Отечественной через призму советской ретуши.
Во время Великой Отечественной советские плакаты, гражданские и фронтовые газеты, листовки, радиопередачи называли «третьим фронтом». Простой фотограф оказаться на фронте с камерой в руках возможности не имел – это приравнивалось к военному преступлению. Снимали в армии только командированные фотографы, которые должны были отсылать негативы в Совинформбюро, где их ретушировали. Порой из фото различных авторов составляли коллажи, а затем подкрашивали их чернилами или гуашью. В этом обзоре редкие снимки из уникального архива, который принадлежит украинскому фотографу Артуру Бондарю.
1. Артиллерийские орудия крупного калибра
![]()
В годы Великой Отечественной пропаганда и агитация стали одним из мощнейших инструментов поддержания боевого духа бойцов Красной армии и граждан Советского Союза.
2. Основа советских плакатов и листовок
![]()
Знаменитые советские плакаты, листовки, фронтовые и гражданские газеты, радиопередачи и трансляции записей во вражеских окопах называли «третьим фронтом».
3. Колона войск
![]()
Решение о производстве подобных материалов было принято в первые дни Великой Отечественной войны.
4. Продвижение в глубь вражеской территории
![]()
Формированием образов, задействованных в пропаганде, занимались Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделение по работе с войсками противника РККА.
5. Военный оркестр
![]()
Уже 24 июня 1941 года ответственным за пропаганду на радио и в печати было назначено Совинформбюро.
6. Инструктаж перед боем
![]()
Во время Великой Отечественной войны простой фотограф не имел возможности попасть на фронт: иметь камеру и фотографировать приравнивалось к военному преступлению.
7. Советские лётчики
![]()
Командированные фотографы отсылали негативы в Совинформбюро, где они подвергались ретуши. Из разных фотографий разных авторов составлялись батальные коллажи, после чего их подкрашивали гуашью и чернилами.
8. Наступление
![]()
Это называлось «художественной ретушью», поскольку занимались этим мастера с художественным образованием.
9. Разгром вражеских позиций и продвижение войск
![]()
После ретуши делались фотокопии коллажей, которые и пускались в печать.
10. Советские истребители
![]()
Из-за крупного газетного растра практически невозможно было рассмотреть искусно выполненную манипуляцию.
11. Парад
![]()
После развала СССР найти настоящие коллажи того периода было практически невозможно.
12. Расстрел военнопленных
![]()
Однажды Артур Бондарь заметил нечто похожее на оригинальный коллаж на барахолке в Грузии. Тот экземпляр был в ужасном состоянии.
13. Советские бомбардировщики
![]()
После этого фотограф начал искать раритеты на блошиных рынках в разных городах (Тбилиси, Харькове, Одессе, Киеве, Москве и других). Так он добавил в свою коллекцию еще несколько интересных коллажей.
14. Панорама разрушенного города
![]()
После того как Бондарь обнаружил архив советского фотографа Валерия Фоминского, с ним связался частный коллекционер, у которого имелось солидное собрание коллажей времен Второй мировой войны.
15. В пригороде Берлина
![]()
Он хотел продать свое собрание тому, кто покажет эти фотоколлажи миру, чтобы они не лежали без дела.
Огромное впечатление производят сегодня и работы Лазаря Рана – главного графика Европы, непризнанного на Родине.
published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru
https://art-oboz.ru/uncategorized/cherez-prizmy-sovetskogo-retyshi-redkie-fotokollaji-iz-arhiva-vremen-velikoi-otechestvennoi.htmlассорти





Добавить комментарий