В июле 1992 года в кинотеатрах состоялась премьера великолепного фильма «Гений». Прошло 25 лет, но и сегодня можно с удовольствием посмотреть эту картину, восхититься актерами и переосмыслить сюжет.

Рассказывает Сергей Проханов:
«Я там такого неприятного типа должен был сыграть, а это не очень подходит под мой характер. Да к тому же мне надо было «предать» Абдулова, который в жизни мне – хороший друг.

Я сказал режиссеру: «Давайте меня как-нибудь накажем – убьем, к примеру, а то зрители не простят мне предательства их кумира». Что, собственно, Сергеев и сделал. Кстати, до этого фильма в меня ни разу не стреляли, и для меня стало открытием, как это все снимается. Приезжают пиротехники, чемоданы которых набиты презервативами. В эти презервативы наливается красная жидкость, их привязывают на пластинку с контактами. Она закрепляется под одеждой, и, когда контакты замыкают, презерватив рвется, а по телу расползается красное пятно! Но, несмотря на мою неприязнь к роли, я даже на какое-то время стал любимцем бандитов. Однажды на светофоре криминальные типы вытащили меня из машины и поволокли к себе – им хотелось выпить водки с Костиком. Я еле от них отбился!»

Во время съемок фильма «Палач» режиссер Виктор Сергеев разговорился с игравшим одну из эпизодических ролей Игорем Агеевым и узнал, что тот уже несколько лет пишет сценарии, некоторые из которых были воплощены на экране. А после того, как Агеев рассказал вкратце сюжет, над которым он в тот момент работал, Сергеев предложил начинающему кинодраматургу сотрудничество. Через несколько месяцев, когда сценарий, названный «Картофельный папа», был готов, начался подготовительный период работы над картиной, которой было дано новое название — «Гений».

Наибольшие затруднения вызвало утверждение исполнителей ролей главных героев — Ненашева и Насти. Кандидатуру Абдулова худсовет не хотел рассматривать по смехотворной причине — в анкете актера отсутствовала фотография. Ларису Белогурову же начальство считало недостаточно опытной актрисой, чтобы доверить ей центральную роль. Но режиссер отстоял актеров, поставив перед руководством студии ультиматум — или Абдулов с Белогуровой, или фильма не будет.

Блистательный имидж Александра Абдулова стал залогом полноценности уверенного в себе человека, который твердо стоит на ногах и не пасует перед трудностями жизни. Сергей Ненашев пользуется большим успехом у противоположного пола, он образован, любит слушать классическую музыку и хорошо разбирается в живописи. Однако в свободное время он занимается вымогательством и шантажом.

Ненашев устанавливает различные хитроумные устройства и наблюдает за личной жизнью клиентов. Затем при помощи записанного видео-компромата он выкачивает из них деньги. Также, как и Деточкин, Ненашев бросает вызов правоохранительным органам, и делает это в открытую — причем откровенно издеваясь над недалекостью советской милиции. Муки совести, которые терзали бедного Деточкина, не ведомы аферисту. Даже наоборот, он получает огромное удовольствие от игр с обреченной жертвой и представителями правосудия.

Конечно, шантаж — это малопочтенное и далеко не нравственное занятие, однако авторы кинофильма небезосновательно рассчитывали на сочувствие зрителей. Мало того, неуемными усилиями им удалось сделать Ненашева чуть ли не трагической фигурой, когда на вопрос своей возлюбленной: «Почему ты с таким талантом до сих пор отсюда не уехал?», горько отвечает: «Кто я — Ростропович? Любимов? Кому я там нужен?».

Съемки фильма «Гений» проходили в Ленинграде. Режиссер с легкостью уложился в запланированные три месяца, так как съемочная группа и актерская команда работали очень слаженно и дружно. Много эпизодов из фильма было снято на знаменитом питерском Сенном рынке. В настоящее время его полностью перестроили, поэтому он уже не так похож на рынок, показанный в фильме. Промелькнула в фильме и панорама Финского залива на Морской набережной – это довольно популярное место у «киношников», здесь также снимали эпизоды для фильма «Брат».

Главным героям фильма, Ларисе Белогуровой и Александру Абдулову, пришлось изрядно попотеть на съемках, бегая вдоль реки за городом, где проходили натурные съемки. В фильме был эпизод, когда в пустой шар по требованию Ненашева закладывались деньги, шар катился по водосточной трубе, а милиция в это время сидела в камышах, пытаясь поймать шантажиста с поличным. Но вдруг взлетает ракета, и стражи порядка бегут к месту ее приземления, а Абдулов с Белогуровой в это время бегут вдоль реки и забирают шар с деньгами. Этот эпизод снимали больше 10 раз, актеры пробежали в нем около 20 километров.

Так как Лариса, в прошлом профессиональная гимнастка, была в отличной физической форме, режиссер уговорил ее сыграть небольшую эротическую сцену. Она согласилась. И когда милиционеры дружной толпой вломились в квартиру Ненашева, надеясь взять его с поличным, Лариса встретила их топлес. Александр Абдулов тоже заразился озорством режиссера, и, когда пошел открывать дверь стучащим работникам милиции, позволил своим брюкам упасть на пол, да так, что все зрительницы Советского Союза смогли по достоинству оценить красивые ноги актера.

Ненашев стал альтруистом нового формата. Авторы фильма не были настолько наивными, чтобы в 91-м переломном году заставить своего героя перечислять «заработанные» деньги на счета детских домов. В наше время навряд ли кого-то из зрителей растрогала бы такая благотворительность. Именно поэтому «гений» Ненашев тратит все полученные средства на развитие своего овощного магазина.

Абдулов много импровизировал в кинофильме. Фраза, про «страну непуганых идиотов» появилась в фильме благодаря ему. «В сценарии не было этих слов, – вспоминал позже актер, – я сказал их спонтанно, однако режиссеру они очень понравились».

Чутье не обмануло авторов и при выборе объектов массовой ненависти, которые по поручению благодарного народа получают заслуженное наказание от рук Ненашева.

Среди жертв Ненашева оказываются главные обидчики простых советских людей: рыночные торговцы кавказской национальности, спившийся партаппаратчик, зарвавшийся ловчила-кооператор, «голубой» директор театра, тупой мент и обнаглевший мафиози. Именно это и примирило нравственные чувства зрителей с неразборчивым в средствах Ненашевым.

Авторы наделили своего героя великодушием и кипучей энергией, которая направлена на благо потребителей. Стоит лишь вспомнить, как разгневанный директор-шантажист выгоняет с работы своего проворовавшегося друга-продавца. Для того, чтобы все это выглядело как можно правдоподобнее, авторы уравновешивают альтруизм Ненашева доступным для понимания прагматизмом. Герой становится гораздо понятнее и ближе, когда вдруг выясняется, что он живет на процент с изъятия. При этом он любит вкусно поесть, хорошо одеться, обставить свой директорский кабинет качественной финской мебелью, а личную квартиру — антиквариатом.

Интересный факты
Премьера в кинотеатрах — июль 1992 года.
Существуют три версии фильма. В одной присутствует эпизод, когда обнажённая Настя, ближе к началу фильма, подходит к окну (показана со спины), но отсутствует эпизод возвращения милицейской машины в финале. В другой версии наоборот — сцены у окна нет, а уже уезжающие милиционеры сдают задним ходом и подъезжают к героям, следует небольшой диалог. А третья версия содержит оба этих эпизода.
На оперативной видеопленке, где Баев сбрасывает в канаву деньги, стоит дата «15.07.1991».
В конце фильма Абдулов исполняет песню «Ах, утону я в Западной Двине» на слова Геннадия Шпаликова
Создатели «Гения» определили жанр фильма как «плутовской детектив»
В эпизоде захвата одесского «авторитета» Принца, роль которого исполнил Иннокентий Смоктуновский, участвовали бойцы Ленинградского ОМОНа. — Фильм стал для актеров, снимавшихся в нем, первым в их карьере коммерческим проектом.

Александр Абдулов (29.05.1953 — 03.01.2008), роль — Сергей Владимирович Ненашев обаятельный аферист, директор образцового овощного магазина

Заслуженный артист РСФСР (24.06.1986).

Народный артист РСФСР (28.11.1991).

В 1974 году Марк Захаров пригласил Александра Абдулова в Театр имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком») на главную роль лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Бориса Васильева «В списках не значился». За эту роль он был удостоен премии «Театральная весна».

Самой значительной своей ролью в театре актёр считает Алексея Ивановича в театральной версии Марка Захарова по роману Ф.М. Достоевского «Игрок» — спектакле «Варвар и еретик». За эту роль Александр Абдулов был удостоен премии «Фонда К.С. Станиславского» и «Хрустальной Турандот», а также отмечен грамотой Международного театрального фонда имени Евгения Леонова.

Александр Гаврилович Абдулов ушёл из жизни в четверг 3 января 2008 года в 7:20 утра по московскому времени в Центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева на 55-м году жизни. Похороны актёра состоялись 5 января на Ваганьковском кладбище Москвы, участок № 2.

Лариса Белогурова (04.10.1960 — 20.01.2015), роль — Настя Смирнова

Окончила студию при Ленинградском мюзик-холле (1979, хореографическое отделение), Государственный институт театрального искусства имени А.В.Луначарского (1985), актёрско-режиссёрский курс Анатолия Васильева при

Школе драматического искусства (1993).

Была солисткой Ленинградского мюзик-холла. Некоторое время выступала на сцене Московского театра имени Моссовета.

Профессиональная спортсменка (художественная гимнастика).

Ушла из жизни 20 января 2015 года в Москве на 55-м году жизни. Похоронена на своей родине в Волгограде на Верхнезареченском кладбище Тракторозаводского района.

Юрий Кузнецов, роль — Андрей Сергеевич Кузьмин, майор

Заслуженный артист России (2006).

Окончил актерский факультет Дальневосточного педагогического института искусств (1969, Владивосток).

В 1969-1979 — актер Хабаровского драмтеатра, в 1979-1986 — Омского театра драмы.

С 1986 года — актер Ленинградского театра Комедии.

Иннокентий Смоктуновский (28.03.1925 — 03.08.1994), роль — Гиля «Принц»,»одесский папа»,вор в «законе»

Заслуженный артист РСФСР (6.08.1964).

Народный артист РСФСР (1969).

Народный артист СССР (04.11.1974).

Герой Социалистического Труда (8.06.1990).

Участник Великой Отечественной войны, участвовал в сражении на Курской дуге, в форсировании Днепра, освобождении Киева. Был в плену, бежал. Дошёл до Берлина.

Учился в студии при Красноярском драматическом театре имени А.С. Пушкина (1945-1946).
В 1946-1954 годах — актёр театров Норильска, Махачкалы, Сталинграда.
В 1952 году играл в Грозненском русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова.
С 1954 года — актёр театра имени Ленинского комсомола в Москве.
С 1955 года — актёр Театра-студии киноактёра и киностудии Мосфильм.
В 1957-1960 годах — актёр Ленинградского АБДТ имени Горького.
В 1972-1976 годах — актёр академического Малого театра.
С 1976 года — актёр МХАТ имени Горького (ныне — МХАТ имени А.П. Чехова).
На Ленинградской студии телевидения поставил телеспектакль «Зима тревоги нашей».
Читал авторские тексты к игровым и документальным фильмам, работал на радио и телевидении.

Автор книг «Время добрых надежд» (1979) и «Быть!» (1999).

Иннокентий Смоктуновский ушёл из жизни в ночь на 3 августа 1994 года после четвёртого инфаркта, находясь на лечении в подмосковном санатории имени Герцена в городе Кубинка, Одинцовский район, Московская область.

Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 10, ряд № 8, место № 12).

В честь И.М. Смоктуновского была названа одна из малых планет (планета № 4926).

Сергей Проханов, роль — Костик, член банды

Заслуженный артист РСФСР (1.09.1986).

Заслуженный деятель искусств РФ (4.03.1999).

Народный артист России (21.12.2005).

Окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина (1974, курс В. К. Львовой).

С 1974 года — актёр Театра имени Моссовета.
С 1990 года — директор и художественный руководитель Театра-студии реалистической фантастики при Союзконцерте (с 1993 года — «Театр Луны»).

Большинство пьес для спектаклей театра написаны или переработаны самим Сергеем Прохановым.

С 1999 года является руководителем курса в РАТИ.

Валентина Талызина, роль — Любовь Смирнова, мать Насти

Заслуженная артистка РСФСР (28.04.1973).

Народная артистка РСФСР (16.07.1985).

В 1952-1954 годах училась в Омском сельскохозяйственном институте.

Окончила Государственный институт театрального искусства (1958).

C 1958 года — актриса Академического театра имени Моссовета.

Мастер дубляжа и озвучивания.

Автор литературно-поэтической программы «Поэтессы серебряного века».

О жизни и творчестве актрисы снят документальный фильм «Валентина Талызина. Моей душе покоя нет…» (режиссёр Андрей Владимиров, Первый канал).

От брака с художником Леонидом Непомнящим дочь — актриса Ксения Хаирова.

Анатолий Кузнецов (31.12.1930 — 07.03.2014), роль — Валентин Смирнов, отец Насти

Заслуженный артист РСФСР (28.03.1973).

Народный артист РСФСР (21.12.1979).

Учился на вокальном отделении музыкального училища имени М.М. Ипполитова-Иванова.

В 1955 году окончил Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТ.

С 1958 года — актёр Театра-студии киноактёра.

Жена — Ляпидевская Александра Анатольевна, дочь легендарного полярного летчика, Героя Советского Союза № 1 А.В.Ляпидевского.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Альгис Матулёнис, роль — подполковник Уваров

Окончил факультет актерского мастерства Литовской консерватории (1972).

С 1967 — актер Каунасского драматического театра.

Последние 15 лет возглавляет Союз театральных деятелей Литвы.

Жена- актриса Нина Радайтите.

published on art-oboz.ru according to the materials ribalych.ru

adminдосье
В июле 1992 года в кинотеатрах состоялась премьера великолепного фильма 'Гений'. Прошло 25 лет, но и сегодня можно с удовольствием посмотреть эту картину, восхититься актерами и переосмыслить сюжет. Рассказывает Сергей Проханов: «Я там такого неприятного типа должен был сыграть, а это не очень подходит под мой характер. Да к тому...