Илья Глазунов в своей мастерской.
В 60-70-е годы прошлого века Илья Глазунов (1930) для властей был «уж слишком русским», теперь же многим обывателям и критикам художник кажется «уж слишком близким к власть имущим». Общественность разделилась на два лагеря: одни рассматривают полотна как пророческие гениальные творения, другие — дают острую оценку, называя эти же работы коллажами и плакатами, выполненными на злободневные темы.


Галерея Ильи Глазунова на Волхонке. (Фото 2009 года)

А еще Глазунова попрекают за пристрастия к гигантским полотнам аллегорического характера, за неумение выстроить многофигурную композицию, «превращающуюся в винегрет»; за обилие религиозных, политических и идеологических символов, за примитивность в решении пластических и живописных задач, за слащавость и пафос стиля и многое многое другое.


Рынок нашей демократии. Галерея на Волхонке. Автор: И.С. Глазунов

Но есть и другой Глазунов. Живописец, в котором зрители видят такую высочайшую духовность и глубокую философию, каких нет ни у одного художника времен социалистического реализма. В связи с нашумевшей выставкой в Манеже 1978 года писатель О. Волков писал: «Искусство Глазунова задело за живое, царапнуло сердце, взбудоражило совесть… Штрих его воспроизводит оттенки настроения, движения души, глубинные черты характера, судьбы, обстановку… отрешает от происходящего вокруг и будит чувства и мысли, что до поры дремали в нашем обремененном повседневностью сознании, но они всегда в нас, эти раздумья. И происходит чудо воздействия подлинного искусства».


Лики Христа и Антихриста, символизирующие Добро и Зло. Автор: И.С. Глазунов

Некоторые из ярких страниц жизни и творчества И.Глазунова

Будучи коренным ленинградем, Илья с раннего детства воспитывался в лучших традициях русской культуры и православной религии. Родители осознанно готовили мальчика к творческой судьбе. Но Отечественная война черным смерчем прошлась по их жизни. В 12-летнем возрасте Илья чудом остался в живых, и был вывезен из осаждённого Ленинграда через Ладогу по «Дороге жизни». Потеряв всех родных в блокадном городе, Глазунов рано столкнулся с болью и горечью утраты, что закалило духовно и научило смотреть страху в лицо. В 1944 году вернувшись в родной город, учился в средней Художественной школе. Рисование спасало Илью в тяжелые минуты отчаяния.


Сергий Радонежский и Андрей Рублев. (1992). Автор: И.С. Глазунов

Первое осознание своего предназначения пришло к Илье тогда, когда он 16-летним выпускником художественной школы приехал в Киев посетить святые места — Софийский собор, Печерскую Лавру. И так велико было впечатление от увиденного и пережитого, что Илья набравшись смелости спросил у служителя церкви, что нужно для пострига в монахи. А отец Тихон в свою очередь, расспросив юношу о его жизни, и о том представляет ли тот, что такое монашеская жизнь ответил:

«Мы, рабы Божьи, отгородились от мира высокими стенами Лавры и на склоне лет спасаемся здесь, но ты молод, полон сил. Да и имя носишь обязывающее: Илья — Богом избранный. Не зарывай талант в землю. Иди, учись, борись со злом, утверждай правду. Благословляю тебя, сын мой, и буду молиться».

Пророк. (1960). Автор: И.С. Глазунов

Илья на всю жизнь запомнил эти слова. И видимо по этому художественные замыслы большинства картин Глазунова перекликаются с библейскими образами, с православной верой. На полотнах художника очень часто присутствует образ Христа – спасителя мира, к которому направлено духовное движение православных. Они ищут и находят в нем философские ответы на вопросы жизни. А образ распятой Руси в ХХ веке, созданный Ильей, является неотъемлемой частью и философии, и мировоззрения, и духовности, и творчества самого художника.


Храни Бог Россию. (1999)Автор: И.С. Глазунов

Ни для кого не секрет, что за дипломную работу в Ленинградском Институте живописи Илья получил «тройку», но мало кто знает истинную цену этой оценки. Темой дипломной работы изначально была картина «Дороги войны», увидев которую преподаватели пришли в замешательство. Один из них, не выдержав, перешел на крик: «Глазунов, что себе позволяешь?! Вместо того чтобы прославлять великий подвиг советского народа-победителя, рисуешь отступление Красной Армии, скорбные лица беженцев. Мы драпаем от немцев, и это, по-твоему, дороги войны, да? Такое мог состряпать лишь духовный власовец! Тебя надо гнать поганой метлой из института, а мазню твою спалить…»Несколькими годами позже полотно действительно была сожжено.


Дороги войны. Авторская копия дипломной работы.(1985). Автор: И.С. Глазунов

А Илье на защиту диплома пришлось выставить картину, написанную еще на первом курсе «Рождение теленка», в которой члены комиссии также увидели поклеп на советское крестьянство. Вердикт был вынесен: пригоден работать учителем черчения в школе. И поехал по распределению молодой специалист в Ижевск. Но из-за нехватки свободной ставки Илье выдали справку и отпустили на все четыре стороны.

Русский Икар. (1964). Автор: И.С. Глазунов

Вернувшись в Москву, молодой художник с юной супругой Ниной Бенуа ютились по разным углам пока не произошла знаковая встреча с Сергеем Михалковым (1913-2009) — писателем, который опекал Илью все последующие годы. Он то и замолвил за него словечко перед высокопоставленной чиновницей.

На приеме в Кремле Михалков, пригласив Е.А.Фурцеву на вальс, обмолвился: «Хочу попросить за хорошего человека, за художника Глазунова». На что Екатерина Алексеевна ответила: «Это он наделал много шума первыми же картинами? Слышала. Но сейчас Глазунов вроде бы где-то в Сибири, преподает там черчение». Михалков мягко возразил: «Нет, Илья в Москве, скитается без жилья и работы».


Портрет Сергея Михалкова. (1988). Автор: И.С. Глазунов

И совсем скоро супружеская пара получила восемнадцать квадратных метров в «хоромах» коммуналки. Потом Илья попросил у Фурцевой пустующий чердак под свою мастерскую, и начал упорно и плодотворно трудиться.
Хотя в свои двадцать пять лет художник уже имел свой уникальный почерк, мастерски владел своим «глазуновским фирменным стилем», но в Союз художников его не принимали очень долгие годы.


Нина Виноградова-Бенуа — жена художника. (1955). Автор: И.С. Глазунов

В 1964 году Глазунов добивается разрешения на проведение выставки в московском Манеже. А через пять дней после ее открытия в «Вечерней Москве» опубликовали письмо нескольких московских художников с протестом. Экспозицией этой выставки Илья решился выставить свою злополучную дипломную работу «Дорогами войны». И так как выставка «противоречила советской идеологии», Союз художников принимает экстренное решение: картину изъять и уничтожить, а саму выставку закрыть.


Княгиня Евдокия в Храме. (1977) Автор: И.С. Глазунов

Было еще множество других казусов и порицаний в творческой карьере художника. Когда Глазунову поручили написать портреты солистов оперы La Scala, гастролирующих в Москве, на худсовете решался вопрос: достоин ли Глазунов представлять советское изобразительное искусство, и годятся ли его картины для презента иностранным артистам от правительства СССР. Скандал разразился снова. Фурцева публично высказалась о портретах: «… Вы, Глазунов, уши, словно пельмени, рисуете… Забирайте свою мазню. Хотела помочь вам, Глазунов, но чем закончилась выставка в Манеже? Пришлось закрыть ее. Лишь вы шагаете в ногу со временем, остальные советские художники идут неправильно! Так, по-вашему?».


Джина Лоллобриджида. (1963). Автор: И.С. Глазунов

Но как бы там ни было, вскорости Глазунов по рекомендации А.Громыко — министра иностранных дел едет в Испанию, что бы оформить интерьеры советского посольства в Мадриде. Там-то и началась мировая слава художника. Он блестяще проявил себя в качестве придворного живописца.

Его наполненные откровенной лестью портреты возымели большой спрос среди политических деятелей и знаменитостей мировой величины. В этом списке были: Сальвадор Альенде, Урхо Кекконен, Индира Ганди, Курт Вальдхайма, испанский король Хуан Карлос I, папа Иоанн Павел II, Фидель Кастро; деятели искусства – Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо. Позже в списке оказались и российские политики и деятели культуры Л.Брежнев, С.Михалков, И.Смоктуновский, В.Севастьянов, С.Смирнов, И.Кобзон, И.Резник и множество других.


Портрет короля Швеции Карла XVI Густава. (1974) Автор: И.С. Глазунов


Иосиф Кобзон. (1990). Автор: И.С. Глазунов


А.Собчак. Фрагмент.(1995). Автор: И.С. Глазунов

Илья Резник. (1999). Автор:
И.С. Глазунов


Иван Глазунов, сын художника. (1994).Автор: И.С. Глазунов


Вера Глазунова, дочь художника.(1994) Автор: И.С.Глазунов


Портрет Инессы Орловой. «Канун». 1917год (2003). Автор: И.С. Глазунов

Это всего лишь несколько ярких страниц из биографии метра. Его творчество многогранно и безгранично: более трех тысяч живописных полотен, огромное количество театральных декораций, большое множество проиллюстрированных литературных произведений. Феномен Глазунова, увенчанного лаврами, — неуемное трудолюбие с одной стороны, а с другой — деловая хватка предпринимателя. Он сумел создать свою малую империю, начиная с многоэтажного музея собственной живописи в центре Москвы на Волхонке, и заканчивая старинной усадьбой, в которой находится мастерская и резиденция Ильи Сергеевича.


Илья Глазунов в своей мастерской.

Предприимчивость и талант метра всегда раздражали и продолжают раздражать и коллег художников, и критиков, и ценителей искусства, и просто завистников.
Илья Глазунов «за годы жизни потерял много близких друзей, но не потерял ни одного из своих врагов».

Личная жизнь художника, кипящая страстями и трагедиями, также вызывает огромный интерес прессы, критиков, обывателей. Об этом в обзоре «Любовный треугольник»

published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru

adminассорти
Илья Глазунов в своей мастерской. В 60-70-е годы прошлого века Илья Глазунов (1930) для властей был «уж слишком русским», теперь же многим обывателям и критикам художник кажется «уж слишком близким к власть имущим». Общественность разделилась на два лагеря: одни рассматривают полотна как пророческие гениальные творения, другие - дают острую...