Первым делом после спектакля «Кабала святош» в Молодежном театре на Фонтанке в Санкт-Петербурге, я перечитала пьесу Булгакова и все, что случилось вокруг нее за ее  почти столетнюю историю ( пьеса написана в 1929 году).  На сегодня в  моем личном театральном рейтинге ( а я все-таки пытаюсь не пропускать особо значимых театральных премьер) «Кабала» в постановке Семена Спивака уверенно вышла на первое место. Причем с большим отрывом от остальных.
Пьеса Михаила Булгакова «Кабала святош» имеет судьбу не менее драматическую, чем судьба главного героя его пьесы – господина Мольера. Первым ее отказался ставить Ленинградский большой драматический театр – это случилось после отвратительного выступление в прессе другого драматурга — Всеволода Вишневского.
Пьесу приняли во МХАТе. Но даже гений Станиславского не разглядел в ней подлинной глубины: выдающийся режиссер считал, что в пьесе хорошо показана личная трагедия Мольера и совсем не показана его профессиональная деятельность. Булгаков же переписывать или менять что-то в пьесе отказался категорически.
Репетиции затянулись на 4 года, пьесу, в конце концов, поставил другой режиссер, она прошла на сцене МХАТа всего 17 раз – при полных аншлагах. Но тут подоспело публичное выступление донос другого Всеволода – Мейрхольда.  Михаил Афанасьевич потом вспоминал: «Особенную гнусность отмочил Мейерхольд. Этот человек беспринципен настолько, что чудится, будто на нем нет штанов. Он ходит по белу свету в подштанниках».
Не считая запрещенной после 17 спектаклей постановки в МХАТе, при жизни писателя пьеса больше никогда не ставилась в России.
А между тем эта выдающаяся и , возможно, лучшая пьеса Булгакова. Она о том, что мучает каждого мало-мальски творческого человека: отношение творца и власти. И сколько бы сам Булгаков не утверждал, что политика его интересовала меньше всего, а только личное одиночество художника, тема противостояния с властью мучила его всю жизнь, и он не мог промолчать. Может ли художник творить независимо и свободно? Конечно, нет. Должен ли он искать покровительства короля, быть его шутом, заискивать перед ним? Конечно, да. Ведь иначе ему не дадут работать! Наступит ли за это расплата? Да. Обязательно!
И вот главный вопрос: какова цена этой расплаты?
К сожалению, чаще всего – сама жизнь.
Об этом спектакль Семена Спивака. Всё в  нём прекрасно: постановка, свет, музыка, костюмы. Не говоря уже об актерах. Сергей Барковский в роли Мольера достиг каких-то новых совершенно немыслимых высот. Он задает планку такой высоты, которой , кажется, никто достичь больше не сможет. Но это не про труппу Семена Спивака. В этом спектакле нет маленьких ролей, и все актеры демонстрируют такой ансамбль, игру такой силы, которые теперь редко где встретишь.
Я не умею и не берусь писать рецензии. Могу только вослед за Гоголем сказать: «Ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!»

published on art-oboz.ru according to the materials belan-olga.livejournal.com

adminассорти
Первым делом после спектакля «Кабала святош» в Молодежном театре на Фонтанке в Санкт-Петербурге, я перечитала пьесу Булгакова и все, что случилось вокруг нее за ее  почти столетнюю историю ( пьеса написана в 1929 году).  На сегодня в  моем личном театральном рейтинге ( а я все-таки пытаюсь не пропускать особо...