Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина: он создал сам свое страданье…
Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина.
Нежная юношеская любовь — самая чистая и светлая. Иногда она остается в памяти как теплое и трепетное воспоминание. Но иногда, проходя через испытания годами, страстью и ревностью, становится «жизненным лучом-путеводителем». Именно так называл свое чувство к Варваре Лопухиной Михаил Лермонтов.
«Случайно сведены судьбою»
Весной 1832 года молодой Мишель в компании молодёжи поехал в Симонов монастырь ко всенощной. Во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной, сестрой своего друга Алексея. Черноглазая девушка поразила юношу простотой и открытостью, неординарностью суждений, пылкостью и восторженностью. Он сразу угадал в девушке родственную поэтическую натуру. Кроме того, Варенька разительно отличалась от манерных московских барышень.
Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина.
Накануне зимой ее привезли на «ярмарку невест», и она еще не успела утратить своего деревенского задора и свежего румянца. Лопухина не была красавицей, но покоряла всех живостью и общительностью. Ясный взгляд и светлая улыбка, умение сопереживать собеседнику делали девушку особенно притягательной. Такой образ стал неизменным спутником поэта, его Музой и душевной привязанностью на всю жизнь. Кажется, само Провидение сблизило двух молодых людей, но судьба распорядилась иначе.
«Он создал сам свое страданье»
Михаил Юрьевич Лермонтов.
В 1832 Лермонтов переехал в Петербург и был зачислен в школу юнкеров. Военная служба и светские увлечения помешали взаимному чувству развиваться. Образ любимой девушки отошел на второй план. Михаил, как и все поэты, был натурой страстной и увлекающейся. Слухи о бурном романе Михаила с прекрасной Сушковой, преувеличенные и приукрашенные подробностями, долетели и до Москвы. Возможно, по этой причине или по настоянию родителей Варвара Лопухина вышла замуж за Бахметева, человека не молодого, но состоятельного.
Варвара Бахметева (в девичестве Лопухина). Акварель Михаила Лермонтова
Утверждают, что Варвара Александровна не была счастлива в замужестве, так как ее супруг оказался большим ревнивцем и запрещал жене даже упоминать о Лермонтове. Для поэта брак любимой стал сокрушительным ударом, горькой изменой. Каждая строка творчества этого периода окрашена смятением и унынием. Словно плачет душа, словно рвется струна скрипки на верхней ноте…
М.Лермонтов. Литография В. Бахмана (1860 г.) по акварели К.А. Горбунова.
Скорее всего, здесь и начинается надлом в судьбе Михаила, зарождающееся неверие в людей и смысл жизни. Теперь его бунтующая любовь принимает другое измерение. Лермонтов не находит себе места, страдает и мечется. Гнев и необузданная ревность словно прорвали плотину, и потоки ускользающей любви затопили его…
М. Ю. Лермонтов после возвращения из первой ссылки. 1838 год
Во время ссылки на Кавказ Лермонтов не забывал о своей любимой: он посвящал ей стихи, рисовал ее портреты. По возвращении поэт пересмотрел свое отношение к Варваре, теперь уже Бахметевой. Любовь его закалилась и стала сильнее, выдержав все испытания временем и расстоянием. Чувство стало спокойным и глубоким, он уже не винил Варю, а любил ее просто за то, что она есть на этом свете, хотя и не в его жизни.
«Печальный демон, дух изгнанья…»
Его стихотворения озарились новым светом и нежностью, порой даже раскаянием. Однако неприязнь к ее мужу так и не исчезла, и стала, наверное, еще крепче. В 1840 году Лермонтов отправил любимой один из вариантов своего «Демона». На конверте он написал «В.А.Б.», а потом яростно перечеркнул инициал Б., исправив его на Л. (то есть Лопухина). Он все еще бунтовал и не хотел признавать права Варенькиного мужа на нее. Так в «Герое нашего времени» и других произведениях можно найти сходство некоторых персонажей с Бахметевым.
Таким образом Лермонтов регулярно выставлял его на посмешище. В «Княжне Мери» Лермонтов показал своего злейшего врага в образе мужа Веры — жалкого хромого старика. Читателям было совершенно ясно, с кого списан образ. За эту литературную месть пришлось расплачиваться Варваре. Ее взбешенный супруг приказал выбросить все рукописи, рисунки и подарки Лермонтова, которые хранила Лопухина, запретив даже упоминать имя поэта.
«О, если б знала ты, как я тебя люблю»
Лермонтов на Кавказе.
Вареньку Бахметеву Лермонтов теперь видел крайне редко. Их последняя мимолетная встреча состоялась в 1838 году, когда Варвара с мужем и дочерью Ольгой была проездом в Петербурге. Тогда и появилось трогательное стихотворение «Ребенку», где поэт словно исповедуется перед дочерью любимой женщины и просит прощения за то, что не смог дать ей счастья.
«Смотри ж, не говори ни про мою печаль, ни вовсе обо мне» .
Не смог или не успел. «Смотри ж, не говори ни про мою печаль, ни вовсе обо мне» — просил он у ребенка… Но Варваре вовсе не обязательно было напоминать о Лермонтове, она его и так любила и помнила до самой смерти. То же самое было и с Лермонтовым.
«Не с тобой я сердцем говорю»
Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница поэта. Черноглазая красавица, она прекрасно понимала, что поэт влюблен не в нее, а в похожее и милое его сердцу сходство с Варенькой Лопухиной. В стихотворении, которое посвящено Быховец, Михаил Юрьевич признается, что в ее чертах он пытается найти черты любимой.
Екатерина Григорьевна Быховец.
Той единственной, которая была душевно близка Лермонтову, своему Демону; той, которая искренне и просто жалела его и себя, с печалью о несбывшемся и с благодарностью за его и свою любовь, незримую для окружающих, но всегда присутствующую в их жизни. Такая нежная женщина с родинкой над бровью и разбитой судьбой…
published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru
https://art-oboz.ru/literatura/mihail-lermontov-i-varvara-lopyhina-on-sozdal-sam-svoe-stradane.htmlлитература
Добавить комментарий