Портрет до гроба: Фердинанд Ходлер писал возлюбленную до последнего дня ее жизни

Ходлер Ф. Портреты Валентин Годе-Дарель
На изображение агонии близких людей решались немногие живописцы. Один из них, Моне, винил себя за то, что поступил как художник, любуясь светом и оттенками лица уходящего дорогого человека. Похоже, что швейцарский художник Фердинанд Ходлер не разделял переживаний коллеги. Он увековечил угасание молодой возлюбленной, Валентин Годе-Дарель, умирающей от рака в расцвете лет.
Швейцарский художник был реалистом и мистиком одновременно. На его полотнах поза, жест, линии — многозначительны, фигуры – символичны. Ходлер изменчив. В позднем периоде его творчества изучение эмоций достигает особой высоты. Что заставляло его фиксировать постепенность и мучительность угасания человеческой жизни?
Фердинанд познал смерть с юных лет. Туберкулез забрал почти всю его семью, когда он был еще ребенком. Однако, как считают искусствоведы, его картины «оптимистичны», а любовь и жизнь – их основной пафос. Но смерть и жизнь идут рядом. Так, модель и возлюбленная Ходлера Валентин Годе-Дарель из серии картин о «веселящейся» женщине вошла в совершенно другой ряд.
![]()
Ходлер Ф. Великолепие линий (1908)
Француженка Валентин Годе-Дарель была намного младше Ходлера. Художница по фарфору и певица, в 1908 г. стала музой художника. Через несколько лет у них появилась дочь, Полетт, а Валентин узнала свой страшный диагноз.
![]()
Ходлер Ф. Портрет Валентин Годе-Дарель (1912)

Ходлер Ф.Портрет Валентин Годе-Дарель (1914)
В конце 1914 года Валентин понимает, что время ее сочтено. Фердинанд навещает ее каждый день и почти ежедневно делает зарисовки бывшей любовницы. Ее бледное лицо, запавшие глаза, открытый рот говорят о ее страданиях, распаде.

Ходлер Ф. Автопортрет (1914)
Однако в то же время, он пытается завязать отношения с Гертрудой Мюллер и отправляет ей автопортрет с розами и лукавым взглядом, который незамедлительно возвращен автору.

Ходлер Ф. Портрет Гертруды Мюллер (1911)
Гертруда была свободолюбивая и одаренная женщина. Ирония состоит в том, что именно она будет фотографировать последние часы жизни Ходлера, сыграв ту же роль, что когда-то художник в жизни Валентин.

Ходлер Ф. Портрет умирающей Валентин Годе-Дарель, 24 января 1915 г.
Ходлер создал 18 портретов умирающей Валентин. Глядя на эти картины, создается впечатление, что изучая и отображая последние мгновения жизни женщины, он на самом деле пишет не Валентин, а смерть, которая все ближе с каждым днем.

Портрет умершей Валентин Годе-Дарель, 26 января 1915 г
24 января 1915 году Валентин умерла. И этот момент был также художественно задокументирован. Ее посмертный портрет (cозданный 26 января, на следующий день после наступления смерти) сочетал черты реализма (даже онкологи, анализировавшие картины Ходлера, признавали «клиническую» точность деталей) и символизма (композиция из горизонтальных линий). Если в других работах пространство организовывалось вертикально (женские фигуры как будто застывают, устремляясь вверх), то здесь совершенно иной, контрастный, принцип, символизирующий смерть.
![]()
Ходлер Ф. Портрет Берт, жены (1894)
Фердинанд переживет Валентин всего на три года. Он умрет в возрасте 65 лет в 1918 году. А любимую им дочь Полетт удочерит и воспитает его жена, Берт – одна из первых моделей, на которой он женился в 1898 г.
Модели, страдающие страшным недугом, сегодня стремятся помочь и поддержать тех, с кем случилась беда. Социальное одобрение и популярность получила работа 17-летней девушки, болеющей раком.
По материалам whatart33.blogspot.com
published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru
https://art-oboz.ru/izo/portret-do-groba-ferdinand-hodler-pisal-vozlublennyu-do-poslednego-dnia-ee-jizni.htmlизо



Добавить комментарий