Как Дон Жуан вышел из-под контроля строгой критики
Невозможно посчитать, сколько раз в литературе главным героем повествования становился севильский распутник Дон Жуан. Известно только, что первый раз он стал литературным героем в 17 веке в пьесе Тирсо де Молина «Севильский распутник и каменный гость».
Одним из прототипов Дон Жуана был испанский аристократ 14-го века — Хуан Тенорио, прославивший своими любовными похождениями. Однажды Хуан Тенорио убил командора Гонзаго, который вступился за честь своей дочери.
Сторонники Командора решили покарать злодея. От имени дамы мстители назначили Хуану свидание рядом с могилой . Когда Тенорио пришел на «свидание», они убили его, а всем остальным рассказали, что каменный памятник Командора вдруг ожил и покарал убийцу.
Собственно, вот и весь сюжет. Почему он увлек многих – в том числе гениальных! – авторов разных стран и наций, понять невозможно. Но Байрон, Пушкин, Алексей Толстой, Гумилев, Шарль Бодлер и многие другие увлеклись образом испанского распутника. Не прошел мимо и гений Моцарта – его опера «Дон Жуан» одна из самых популярных на оперных сценах всего мира.
Однако время идет, и образ Дон Жуана перестает быть таким уж зловещим. Да, любил женщин – а кто ж их не любит! Да, соблазнял – для него это было волнующим приключением. Но ведь доставлял им при этом невиданное удовольствие, не зря же они сходу влюблялись его и искали с ним встреч. А ему был интересен лишь момент соблазнения. Дальше становилось скучно и пресно. Но и в этом нет ничего преступного. Убил Командора? Да, виноват, но в случайной драке, никакого злого умысла… Так что Дон Жуан никакой не отрицательный персонаж, жертва собственных страстей – да разве ж мало сейчас таких? И не трагедию, в комедию разыгрывает старый развратник , вовлекая женщин в свою игру. Иначе же скучно жить!
Именно так решил трактовать знаменитый сюжет питерский режиссер Семен Спивак моцартовского «Дон Жуана» на сцене Большого театра. Его Дон Жуан ( роскошный голос Ильдара Абдразакова) распутник в первую очередь веселый. Он шутник, который любит вино, женщин и веселые розыгрыши.
На сцене царит не мрачное средневековье, как привыкли видеть знатоки и любители этой оперы, а веселье, пляски, пиршества, страсть. Актеры немножко не дотягивают под драматические требования режиссера, но все это извиняется прекрасными голосами и музыкой Моцарта.
Некоторые критики не поняли такой трактовки. Ну что ж, режиссеры должны идти немножко впереди консервативных взглядов публики. Дон Жуана даже величайшие литературные гении трактовали по-разному. Такой уж это герой…. неуловимый.
published on art-oboz.ru according to the materials belan-olga.livejournal.com
https://art-oboz.ru/uncategorized/kak-don-jyan-vyshel-iz-pod-kontrolia-strogoi-kritiki.htmlассорти