В этом году 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1831-1881). По данным ЮНЭСКО Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире.

Наиболее выдающимися произведениями, в которых нашли глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды писателя и мыслителя, считаются его поздние романы «Великого пятикнижия» — «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1866), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880).

Сегодня Достоевский актуален так же, как и полтора столетия назад. Понять и осмыслить идеи всемирно известного писателя помогают талантливые иллюстрации художников-графиков, прикоснувшихся к его творчеству. С творчеством одного из таких художников сегодня мы познакомимся.

Станислав Косенков. Портрет Ф.М. Достоевского. 1989 г. Б., сангина.

Художнику — Станиславу Степановичу Косенкову (1941 — 1993) в этом году 11 октября исполнилось бы 80 лет со дня рождения.

Станислав Косенков считается одним из лучших иллюстраторов Достоевского в мире. Работы Косенкова хранятся в 17 музеях и картинных галереях России и мира, включая Третьяковскую галерею, Пушкинский музей в Москве и «Пети Пале» в Женеве. В честь Косенкова названы улицы в Белгороде и Прохоровке.

«В книге художник никогда не был прямолинейным, лобовым аккомпаниатором. Его кредо – вхождение, введение читателя в пространство, эмоционально-психологическую атмосферу книги, в эпоху. Его произведения лишены буквальности, въедливой скрупулёзности. Но он всегда точен в передаче общего состояния, тональности». Станислав Минаков — исследователь косенковского наследия – поэт, писатель (здесь)

На фото : Станислав Степанович Косенков

Станислав Косенков родился в 11 октября 1941 года в селе Рождественка Прохоровского района. Рисовать и читать начал с 4 лет, с малых лет мечтал стать художником. После семилетки Косенков поступил в Курское художественное училище, которое окончил в 1960 году.

Учебу Станислав продолжил в Харьковском художественно-промышленном институте. Ее пришлось совмещать со службой в армии, которая проходила в том же Харькове. Дипломная работа Косенкова — графическая серия «Интернационал» экспонировалась на республиканской выставке «Советская Украина» в Киеве. Более того, после этой выставки он стал кандидатом в члены Союза художников СССР — для начинающего художника это было огромное достижение.

Настоящим призванием Косенкова стала линогравюра — техника гравирования на линолеуме, с которого затем создаётся оттиск на бумаге. В такой технике он проиллюстрировал больше сорока книг — как классику, так и современных ему авторов.

Больше всего Косенков любил Достоевского, чья философия была близка ему по духу.

«Господи! Достоевский! Какое он наслаждение мне доставляет каждой своей фразой, словом, буквой даже! – Он мой, или я его до мозга костей, и в этом всё. Как страшно иногда вдруг увидеть себя, так же страшно погружаться в Достоевского».

Станислав Косенков. Портрет Ф.М. Достоевского. 1990 г. Б., уголь

Именно с Достоевского и начался Косенков как художник, поскольку первые работы (шесть листов и шесть заставок) к роману «Преступление и наказание» он сделал в 1969 г. 28-летним выпускником Харьковского художественно-промышленного института, тогда уже – преподавателем худграфа Орловского пединститута.

Случилось удивительное, глубинное «попадание», которое спровоцировало незаурядную духовно-художническую работу, возможно, ставшую вровень самому источнику.

Портрет Ф.М. Достоевского. Художник С.С. Косенков

Достоевский остался в творческой судьбе Косенкова наиболее близким, а потому – одним из наиболее определяющих, сущностных художественных миров. Следующее активное «включение в Достоевского» состоялось у Косенкова в начале 1980-х, по предложению того же издательства. Художник сделал два цикла черно-белых линогравюр – к «Бедным людям» и к «Игроку», хотя о «Бедных людях» мыслил и раньше.

Если для «Игрока» форма косенковских листов строго-замкнута, прямоугольна, то у гравюр к «Бедным людям» края «плавятся», «текут». Они – живые. Здесь черный абрис гравюры – строг, прямоуголен, задает героям жесткие, порой невыносимые «жизненные ограничения», но внутри всегда существует подлинная рамка, страдательная – «дышащая», словно край читано-перечитанной странички письма. Сознательно или нет Косенков не смог в величине гравюр отойти от натурального размера письменного листа. (отсюда)

Косенков С.С. Макар Девушкин в дверях. Илл. к роману Ф. Достоевского «Бедные люди». 1980

Косенков С.С. Кроткая. Илл. к фантастическому рассказу Ф. Достоевского в «Дневнике писателя». 1982

Косенков С.С. Голядкин проснулся. Илл. к повести Ф. Достоевского «Двойник». 1983. Бумага, офорт, мягкий лак. 41х29,5; 24,6х15.

Косенков С.С.Разговор с Петрушкой. Илл. к повести Ф. Достоевского «Двойник». 1983. Бумага, офорт, мягкий лак. 41х30; 24,6х16,3

Косенков С.С. Встреча. Илл. к повести Ф. Достоевского «Двойник». 1980

Косенков С.С. «Достоевский. Лист I», 1989 г. Бумага, карандаш. Старооскольский художественный музей.

Косенков С.С. Обложка к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1969. Бумага, линогравюра. 30х20см; 25х15,5

К «Преступлению и наказанию» Станислав Косенков создал 47 иллюстраций, и эта серия принесла ему международную славу.

За иллюстрации к роману «Преступление и наказание» график был удостоен золотых медалей на международных выставках в Лейпциге (1971) и Брно (1976), они экспонировались на выставках во многих странах мира.

Косенков С.С. Заставки (к гл. I, II, III, IV) к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1969

Косенков С.С. Заставки (к гл. V,VI, эпилогу) к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1969. Бумага, линогравюра. 36х25,4; 21,7х14,4.

Косенков С.С. Идея Раскольникова. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1971.Бумага, линогравюра. 29,5х21; 19х14,5

Косенков С.С. «Вошь я или человек». Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1971.

Косенков С.С. За дверью. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1971. Бумага, линогравюра. 29,5х31см; 12,5х14,5

Косенков С.С. Убийство (Марионетка). Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1971. Бумага, линогравюра. 41х34,5см; 24,5х27

Косенков С.С. Убийство. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1970

Косенков С.С. Самоубийство. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1971. Бумага, линогравюра. 29,5х21; 19,3х14,7

Косенков С.С. Встреча с мещанином. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1969. Бумага, линогравюра.42х30см;. 25,5х17см.

Косенков С.С. Встреча с мещанином. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1970.

Косенков С.С. На улице. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1970. Бумага, линогравюра

Косенков С.С. На улице. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1971.Бумага, линогравюра. 29,5х21; 19,3х14,7

Косенков С.С. Раскольников у окна смотрит на свои руки». Эскиз илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1960-1970-е гг.

Косенков С.С. Раскольников на мосту. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1970

Косенков С.С. Приезд матери и сестры. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1971. Бумага, линогравюра. 28,8х30см.; 12,2х14,8

Косенков С.С. Приезд матери и сестры. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1970–1971. Бумага, линогравюра. 42х31см.; 24,5х26,5

Косенков С.С. Разговор с Порфиреем Петровичем. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Косенков С.С. Разговор со Свидригайловым о будущем. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1970.

Косенков С.С. Бред Раскольникова. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1971. Бумага, линогравюра. 37,2х37см;. 23х26,5

Косенков С.С.Крушение идеи Раскольникова. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1971.Бумага, линогравюра. 44х32см.; 34х26,5

Косенков С.С. У Сони. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1970.

Косенков С.С. «…Всему страданию человеческому поклонился!» Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1969. Бумага, линогравюра. 43,5х34,5; 25х18

Косенков С.С. Первый сон Раскольникова. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1970

Косенков С.С.Последний сон Раскольникова. Илл. к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1971

С конца 1970-х в течение десятилетия Косенков сделал до десятка портретов писателя (некоторые были созданы для книг известного специалиста по творчеству Достоевского И. Волгина, обратившегося к Косенкову с такой просьбой).

В нескольких портретных листах писатель помещен в одно пространство с персонажами, а в фоновом ряду каждого портрета проступает образ «главной» книги, над которой прозаик работал в то время. Портреты так и названы: «Достоевский. Братья Карамазовы», «Достоевский. Преступление и наказание», «Дневник писателя. Кроткая».

Станислав Косенков. Портрет Ф.М. Достоевского. 1990 г. Б., уголь.

Можно долго перечислять работы белгородского художника — у него их больше 6 000.

Это огромное наследие он оставил, успев прожить всего 53 года.

Путь художника Станислава Косенкова был труден, стремителен и ярок. 26 марта 1993 года он трагически погиб.

Станислав Косенков за работой над Цыганами Пушкина. 1992 г.

иллюстрация к «Цыганам» Пушкина

иллюстрация к «Цыганам» Пушкина

Коллега и друг Станислава Степановича, известный график Станислав Никиреев считал, что Косенков – один из немногих художников нашего времени, чьё творчество «до краёв наполнено чувствами беспокойными, рождёнными от грустной действительности. Владея всеми видами печатной графики в высшей степени, он создал за короткую жизнь свою обильную серию картин, за которую российская культура должна быть гордой и благодарной мастеру».

В настоящее время часть работ Косенкова к книгам Достоевского, Пушкина и Лескова хранится в музее-квартире Достоевского в Санкт-Петербурге, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Литературном музее и в Третьяковской картинной галерее. Произведения нашего земляка есть в музее современного искусства «Пети Пале» в Женеве, музее Томаса Бьюика в английском городе Черриберн, культурном центре города Черноббио в Италии, а также в частных собраниях в Англии, Болгарии, Венгрии, США, Германии, Швейцарии и Японии.

Познакомиться с его работами можно в музее-мастерской С.С. Косенкова, который открыли в 1995 году.

Находится он по адресу: г. Белгород, ул. Князя Трубецкого, 52, подъезд 3, 10-й этаж (домофон 145).

В музее больше 6 тысяч экспонатов — графические работы, личные вещи, книги художника, переданные его семьей.

Источник

published on art-oboz.ru according to the materials obiskusstve.com

adminизолитература
В этом году 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1831-1881). По данным ЮНЭСКО Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Наиболее выдающимися произведениями, в которых нашли глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды писателя и мыслителя,...