«Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Гала». Выставка в Петербурге, в музее Фаберже
В петербургском Музее Фаберже открылась сенсационная выставка «Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Гала». 23 картины, несколько десятков рисунков, документальный фильм — и это все про нее, одну из самых знаменитых женщин ХХ века Елену Дьяконову (1894–1982), вошедшую в историю под коротким и звучным именем Гала. О судьбе музы Сальвадора Дали и о выставке в ее честь размышляет главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич. Оригинальное название статьи «Сальвадор Дали и Гала: двое в огне» от 21 октября 2021г.
Со своей стороны я добавила в пост для нашего сайта фотографии из интернета и картины С.Дали (кстати, картины, которые я разместила — не все представлены на выставке, просто ради иллюстрации к творчеству Дали), а также здесь (с указанием источника) несколько цитат из другого поста.
Экспозиция выставки «Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Гала» Фото: Пресс- служба Музея Фаберже
Наверное, самый страшный момент в его жизни был даже не тогда, когда она умерла, а когда он нажимал изо всех своих сил на кнопку вызова, а к нему никто не шел. Почему-то именно сейчас, после этой выставки в Музее Фаберже, я хорошо представляю себе его иссохшую руку в пигментных стариковских пятнах, с отросшими ногтями, которые он не позволял обрезать. Большой палец вдавливает кнопку звонка. И тишина… Сколько он так жал, никто не знает. Что он кричал, безумный старик, как чертыхался и проклинал своих сиделок, никто не слышал.
на фото Елена Дьяконова
Наверное, самый страшный момент в его жизни был даже не тогда, когда она умерла, а когда он нажимал изо всех своих сил на кнопку вызова, а к нему никто не шел. Почему-то именно сейчас, после этой выставки в Музее Фаберже, я хорошо представляю себе его иссохшую руку в пигментных стариковских пятнах, с отросшими ногтями, которые он не позволял обрезать. Большой палец вдавливает кнопку звонка. И тишина… Сколько он так жал, никто не знает. Что он кричал, безумный старик, как чертыхался и проклинал своих сиделок, никто не слышал.
Экспозиция выставки «Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Гала» Фото: Пресс- служба Музея Фаберже
Выставка, открывшаяся на прошлой неделе в Петербурге, в Музее Фаберже, — это совместный проект фонда «Гала — Сальвадор Дали» (Фигерас) и культурно-исторического фонда «Связь времен» при поддержке ПАО «Газпром». Не знаю, входило ли это в планы устроителей, но получилась выставка о безграничной власти женщины над мужчиной. Причем русской женщины над утонченным и нежным европейцем.
На самом деле это особая тема — русский след в судьбах великих художников и поэтов первой половины ХХ века. Почему именно нашим бывшим соотечественницам суждено было стать музами Пикассо и Матисса, Рильке и Арагона, Майоля и Элюара?
(«В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье.
Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими.»
В 18 лет Елена заболевает обычным для того времени туберкулезом. Семья собирает все сбережения и отправляет девушку в санаторий в Швейцарии.В санатории она познакомилась со своим первым мужем — поэтом Полем Элюаром. К слову, это она дала ему такое имя: до встречи с Еленой его звали Эжен Эмиль Поль Грендель. А ему, в свою очередь, она обязана своим прозвищем Gala («праздник» по-французски). Поль Элюар стал называть свою русскую жену Гала, потому что её необыкновенная натура не переставала его удивлять. В одном из стихотворений он даже описал её характер:
Русский тип — неврастенический,
Без конца изучающий, копающий
Проблему психологическую.
Присваивает себе силу магическую…
Встреча Галы с Эженом приводит к страстному роману. Сын богатого торговца недвижимостью должен был излечиться в санатории от своих стихов, а вместо этого открыл в себе еще больший поэтический талант. Русская муза придумывает для него новое имя – Поль Элюар, под которым он и прославится. Вернувшись в Россию, Гала сразу решает, что это ненадолго. Не такую судьбу она себе хочет.
«Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями.» (отсюда)
Что в них, русских женщинах, было такого, что заставляло трепетать европейские сердца, переживать невиданные подъемы вдохновения и погружаться во мрак тяжелейших депрессий? Русские женщины — это рок, безумие, свобода, звон бокалов, гитарный перебор. Жизнь не по правилам. Любовь на разрыв аорты. За ними, как правило, не было ничего — страны, семьи, родительского дома.
Им нечего было терять.
Одинокие странницы с нансеновскими паспортами, они пришли ниоткуда и могли в любой момент сорваться, чтобы уйти в никуда.
И, может быть, эта их очевидная и бросавшаяся сразу в глаза несовместимость с регламентированной, скучной и предсказуемой буржуазной жизнью и придавала им особый шарм.
И еще их певучий славянский акцент, который всегда действовал безошибочно.
Гала позирует для картины «Галарина» 1945
С. Дали. Галарина. Холст, масло. 1944-1945г.
«Гала-чума» — под этой кличкой Елена Дьяконова, позже мадам Элюар, проходит в переписке недобрых к ней современников. Впрочем, она и сама была не такой уж доброй. С узким ртом и близко посаженными глазами-смородинами, делавшими ее похожей в моменты гнева на маленькую крысу. С этим своим загорелым телом мальчика-подростка, вынимающего занозу из своей античной пятки. И сама как заноза. Если впивалась, то намертво. Не вытащишь никогда.
Так было с Полем Элюаром, великим французским поэтом, ее первым мужем, отцом ее единственной дочери, о существовании которой она предпочла позабыть, как и о дате своего рождения. Так было с художником Максом Эрнстом, к которому она собиралась уйти от Элюара, но так и не собралась. Решила, что мужей-жен не бросают, и без особых колебаний воспользовалась опробованной формулой ménage a trois. Кстати, имя Галя, Гала она выбрала для себя сама. Не захотела быть Еленой, и не стала.
Как все бывшие туберкулезницы, Гала была гиперсексуальна. Она принадлежала породе «новых женщин», веселых авантюристок, жадных до острых ощущений, смелых экспериментов в жизни и в искусстве, обожавших деньги, комфорт, роскошь.
Типаж более или менее знакомый и довольно распространенный в мировой литературе и кинематографе, много раз описанный, воспетый и проклятый.
Гала в юности
И первое имя, которое приходит на ум, — это, конечно, Лиля Брик. Можно сказать, духовная сестра Галы. Все совпадает — ум, напор, сексапильность, расчетливость, талант быть одновременно и сиреной, и музой, и продюсером, и ангелом, и стервой.
Ставка только на гениев, которых они обе выбирали безошибочно, как самые свежие и сочные стейки в мясной лавке. Чтобы потом впиться острыми зубками, обгладывая все до косточек. Недаром один из самых любимых портретов Дали — «Гала с двумя бараньими косточками». На лице выражение покоя и сытого довольства. Вампирша? Конечно!
Но при этом до глубокой старости в ней жила девочка в белой матроске, романтичная русская гимназистка с черным бархатным бантом в волосах. Леди Эшли из хемингуэевской «Фиесты», за одну улыбку которой можно было жизнь отдать. И отдавали, и служили, и платили по всем счетам, даже не интересуясь назначенной ценой. «Лиличка всегда права».
То же самое говорил и Сальвадор Дали на смеси своего французского и испанского: «Если бы я мог, я бы тысячу раз снимал с нее туфельки и снова надевал их», «Я люблю ее больше, чем свою мать, больше, чем своего отца, больше, чем Пикассо, и даже больше, чем деньги», «Мы наблюдаем падающую с неба звезду, ярко-зеленую и такую большую, каких я никогда раньше не видел, я сравниваю ее с Галой, которая стала для меня самой заметной, самой яркой и самой совершенной падающей звездой».
«Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, удерживающими равновесие на ее плече» 1933. Фрагмент Фото: предоставлено автором
( Когда его спрашивали, почему он изобразил любимую жену Гала с двумя отбивными на спине, ответил просто: «Я люблю мою жену и люблю отбивные; не понимаю, почему не могу нарисовать их вместе»…».)
На первом свидании он захотел предстать классическим латинским любовником, похожим на своего идола Рудольфа Валентино. Поскольку в Кадексе, где они тогда все вместе отдыхали, негде было найти парикмахерского бриллиантина, он намазал волосы подобием рыбьего клея, который невыносимо вонял.
Сальвадор Дали. Слева – *Атомная Леда*. Справа – *Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело* | Фото: personallife.ru
Но Гала даже вида не подала. Она не была брезглива. Ни когда речь шла о сексе, ни когда о деньгах. Он достался ей девственником. Пугливым узкоплечим красавцем, не уверенным ни в чем. Ни в своей потенции, ни в своей гениальности, ни в том, что у него вообще может что-то получиться с женщиной. Но с самой первой их встречи на пляже он знал, что ему нужна она, его Гала.
Сальвадор Дали
Проявив чудеса смелости, находчивости и упорства, которых от него никто не ждал, он вырвет ее из семейного гнезда и привычного парижского уклада и заберет с собой, заставив вычеркнуть ее франко-русское прошлое. На самом деле она будет поддерживать отношения с Элюаром вплоть до его смерти в 1952-м. Будут у нее и другие привязанности, которых она не особо скрывала. И даже наоборот, знала, что ее связи на стороне возбуждают Дали.
Сальвадор Дали. Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало, 1960
И все же тогда они начнут все с чистого листа, или, точнее, с белого холста. На память об этом периоде на выставке в Музее Фаберже представлен маленький портрет Галы. Коллажик с ее фотокарточкой в окружении насекомых, которых Дали панически боялся. В кружевной рамке…Такие фотографии раньше было принято носить в портмоне. Рядом с сердцем. Лезешь за купюрами, а тут она смотрит на тебя с нежной укоризной. Не трать деньги, милый!
Экспозиция выставки «Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Гала». «Первый портрет Галы» 1931 Фото: предоставлено автором
Отныне Гала будет выглядывать отовсюду. Из всех рам, со всех полотен и графических листов. Нагая и одетая, веселая и грустная, напряженная и расслабленная. В роли Венеры, Галатеи, Леды, Сфинкса, в образе Атомной Евы…С лобстером на голове или с рычащими тиграми, зависшими над нею и готовыми разодрать ее нежное распростертое тело. Всюду она, Гала!
*Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело*
В этом было что-то параноидальное. Зависимость, из которой был сотворен один из самых великих мифов в мировом искусстве.
В полутемных залах Музея Фаберже мы увидим, как этот миф сочинялся, как оттачивался, как был доведен до ослепительного блеска и гениальной формулы, обещавшей его создателю и его музе бессмертие. Недаром в конце 40-х Дали всерьез увлекся изучением квантовой физики и математики.
Атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, повергли его в «сейсмический шок», сродни тому, который он пережил при первой встрече с Галой.
Сальвадор Дали. Портрет Галы, 1933
В какой-то момент один доктор вытеснил из его сознания другого: «Прощайте, доктор Фрейд, добро пожаловать, доктор Гейзенберг!» Наверное, со времен Ренессанса не было художника, которого бы так интересовали научные открытия, кто пребывал бы в нескончаемых поисках синтеза искусства и науки.
На самом деле, у всех этих напряженных поисков, как мы теперь понимаем, была одна подоплека и единственная тайная цель — Дали хотел жить вечно. И чтобы вечно с ним была его Гала.
Галатея в момент творения. Сальвадор Дали, 1954
«В коммерческих отношениях Дали был дьявольски хитрой бестией и вдобавок очень жесток, — писал Джон Ричардсон, директор нью-йоркской галереи Кнедлер.
— Гала умела манипулировать им, а он в свою очередь манипулировал ею. В артистическом мире существует непреложная аксиома: творец представляется свободной личностью, человеком не от мира сего, зато жена у него практична донельзя, настоящий черт в юбке. Но Гала в самом деле была чертовкой. Она могла вас поколотить, если не получала того, чего хотела. А хотела она, как мне кажется, власти, денег и роскоши».
«Gala Placidia. Галатея сфер». 1952. Фото: Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
Бедный, он не знал, что бессмертие ему гарантирует не «атомная мистика», к которой он апеллировал как к последней инстанции, и не его исступленный католицизм, который он исповедовал, а его фантастическое мастерство живописца, заставлявшее вспомнить полотна Вермеера и Веласкеса.
Например, признанный поздний шедевр «Дали со спины, пишущий Гала со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, предварительно отраженными шестью реальными зеркалами» (1972–1973).
( Она постоянно контролировала Дали, заставляла заниматься чем угодно – изготовлением шляпок, рекламой, оформлением витрин магазинов. Приносила художнику новые краски и материалы, уговаривала попробовать их. За этот неуемный пыл ее и прозвали тираном и хищницей.
Так писал об их союзе журналист Фрэнк Уитфорд:
Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно с тремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума.
О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, чтобы выяснить состояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны – счет был общим (отсюда) )
Сальвадор Дали и Гала (Елена Дьяконова)
Но Гала старела. И он тоже. 11 лет разницы — это много. Она стала уставать от него и его эскапад. Ей надоела утомительная роль примадонны в шоу под названием «Дали» и строгой мамаши, вынужденной следить за каждым шагом своего чада. В какой-то момент она захотела в отставку. И тогда возник Пуболь — маленькая деревня, где находится старинный замок, который он ей подарил.
Правда, Гала поставила условие: она примет подарок, если только он письменно будет просить разрешения для каждого своего визита. Дали попытается обыграть эти визиты и связанные с ними церемонии как возрождение культа Прекрасной Дамы. Ему нравилось думать, что где-то за морями и лесами в своем замке живет его обожаемая Гала, которую никто из его новых друзей никогда не видел и даже не догадывался о ее существовании.
Сальвадор Дали. Сон Галы. Мечты о рае., 1972г.
«Как, у тебя есть жена?» — воскликнула после нескольких месяцев знакомства его юная подруга, длинноногая дива диско Аманда Лир, с которой он особенно сблизился в начале 70-х годов. Кстати, Гале она не понравилась. Что, впрочем, не помешало ей в какой-то момент позвонить Аманде со строгим выговором: «Почему он перестал работать?» Та что-то испуганно пробормотала про вдохновение. «Плевала я на его вдохновение, — отрезала Гала. — Он просто не хочет работать». И швырнула трубку.
С годами Гала стала призраком, невесомой старушкой в леопардовой шубе, королевой из сказки, про которую Дали рассказывал каждый раз по-новому. Иногда она приезжала в Париж, в отель Le Meurice, где он месяцами снимал президентский люкс. И это было что-то вроде родительского дня в пионерлагере или интернате. Их общение все больше стало сводиться к ее подробному инструктажу. Он должен знать, где у них находятся деньги. Кто ему сколько должен, как избежать ненужных налогов, в каком платье ее похоронить… Запомни, красный Dior!
Голова ее слабела. Иногда она переходила на русский язык, который он не понимал. Карты таро, с которыми она не расставалась, показывали, что она уйдет первой. «Карты не врут» — кажется, это были ее последние слова.
На выставке под стеклом витрины лежат ее вещи, которые были при ней до конца. Маленькое зеркало в тяжелой серебряной оправе, черный траурный бант, который запечатлен на множестве картин Дали, палехская шкатулка с рисунком к пушкинскому «Руслану и Людмиле» — явно чей-то подарок, привезенный из советской России.
Жаль, что на выставку в Петербург не доехала книга воспоминаний Анастасии Цветаевой, вышедшая в 1974 году с ее дарственной надписью: «Дорогой моей Галечке, как тебя звала Марина, подруге отрочества — книгу о нашей юной и давней Москве — с нежной любовью Ася Цветаева в год моего 80-летия, 6 декабря. 1974».
А ведь еще где-то хранится оригинал юношеского стихотворения Марины Цветаевой, посвященного Гале Дьяконовой
«Мама в саду»
(«Мама стала на колени/ Перед ним в траве./ Солнце пляшет на прическе,/ На голубенькой матроске,/ На кудрявой голове./ Только там, за домом, тени…»)
Экспозиция выставки «Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Гала». Личные вещи Галы Фото: предоставлено автором
Когда Гала умрет, Дали переедет в Пуболь. Они слишком долго жили врозь, решил он. Им пора воссоединиться. Теперь он жил среди ее вещей, спал на ее кровати, почти перестал есть. И совсем перестал рисовать. Наверное, если бы не злополучный пожар, он там бы в Пуболе и закончил свои дни. Тем более что вторая могила была подготовлена. Но видно, Гала распорядилась иначе. Пусть вместо одного мавзолея будет два. У нее свой, а у него — свой, в его собственном Театре-музее, в Фигерасе.
Рисунок карандашом пользователя Olya_N_i_k
Считается, что это пожелание озвучил сам Дали, находясь уже на смертном одре. Там запутанная история. Есть версия, что подсуетился мэр Фигераса, всерьез опасавшийся, что без могилы Дали его музей недосчитается какого-то количества туристов.
С. Дали. Автопортрет
И до недавнего времени туристические автобусы исправно курсировали между Пуболем и Фигерасом, сделав эти два маленьких городка чуть ли не самыми посещаемыми достопримечательностями в Испании. Ну, а те русские поклонники Сальвадора Дали, кто по понятным причинам не сможет добраться нынешней осенью до Испании, пусть поскорее бронируют билеты в Музей Фаберже.
Выставка «Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Гала» открыта в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге до 16 января 2022 года.
Выставка организована в партнерстве с испанским Фондом «Гала — Сальвадор Дали» (г. Фигерас). Генеральный спонсор — «Газпром».
published on art-oboz.ru according to the materials obiskusstve.com
https://art-oboz.ru/izo/salvador-dali-atomnaia-leda-i-drygie-obrazy-gala-vystavka-v-peterbyrge-v-myzee-faberje.htmlизо