Запоздалая любовь «рыцаря красоты» Василия Поленова: Неизвестные страницы личной жизни русского гения
Наталья Васильевна Якунчикова и Василий Дмитриевич Поленов.
Василий Дмитриевич Поленов был совершенно уникальным человеком, имеющим не только талант гениального пейзажиста, а и дар архитектора, музыканта, сочиняющего музыку и играющего на клавишных инструментах, скрипке и аккордеоне; артиста и режиссера собственного театра, талантливого педагога. А еще ко всем его талантам Василия Дмитриевича называли «рыцарем красоты». Но почему так вышло, что к своей любви он шел половину всей своей жизни, далее в обзоре.
Василий Дмитриевич Поленов. Автопортрет.
Знаменитый пейзажист Василий Поленов (1844-1927), которому стать художником было, что называется «на роду написано», был правнуком архитектора Николая Львова по материнской линии, внуком Веры Воейковой, которая была воспитанницей Гаврилы Державина, мудрой и высокообразованной женщиной. Многие творения художника созданы под влиянием и впечатлением от семейных историй, которые рассказывала бабушка своим внукам.
Бабушкин сад. (1879). Автор: Василий Поленов
Отец Васи — Дмитрий Васильевич служил дипломатом в Греции, а мать Марья Алексеевна обучалась живописи у самого Карла Брюллова и была неплохим портретистом. Пятеро детей в семье Поленовых с малолетства были приобщены к искусству: атмосфера в доме была наполнена творчеством, и посещения художественных галерей были постоянными в их семье. Это и стало для будущего художника определяющим фактором.
Когда Василий подрос, родители взяли ему в учителя студента Павла Чистякова, дабы обучал их сына живописи. Он сразу же подметил дар у юного Васи к необыкновенно гармоничному сочетанию красочной палитры.
Московский дворик. Автор: Василий Поленов.
Все пейзажи Поленова, с их спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха, несут в себе умиротворение и восторг, а колорит его картин приводит в восхищение. В те годы покупатели красок в московских лавках наивно требовали у торговцев: «Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!»
Старая мельница. (1880). Автор: Василий Поленов.
Маруся Оболенская — первая любовь художника
Первая серьезная любовь пришла к Поленову, когда ему было уже двадцать восемь. Это произошло в Риме. В те годы Поленов, будучи пенсионером Петербургской академии художеств путешествовал по Европе. Позади остались Австрия, Швейцария, Германия с их знаменитыми художественными галереями. По приезду в Рим, его радушно принимали в семьях Адриана Прахова, и Саввы Морозова.
Василий Поленов
Там он и встретил впервые 18-летнюю Марусю Оболенскую, русскую девушку, обучавшуюся в Италии оперному пению. Во время совместных прогулок по Римской Кампанье между 28-летним Василием и 18¬летней Марусей зарождается нежная привязанность и влюбленность.
И вскоре, ярко вспыхнувшие чувства Поленова были такими сильными, что он лишился сна и покоя. Около четырех месяцев длились его любовные страдания, но ему так и не хватило духу, чтобы объясниться с Марусей.
В парке. Местечко Вель в Нормандии. (1874). Автор: Василий Поленов.
А немногим позже случилось непоправимое, девушка заразилась корью от детей Саввы Мамонтова и умерла в результате оплошности докторов: прививка сделанная от оспы — оказалась смертельной. Убитая горем мать Маруси просит Поленова написать портрет ее дочери по памяти. Просьбу художник выполнил, и вскоре портрет был отправлен семье Оболенских. В благодарственном письме мать напишет Василию Поленову: «Я ждала его с лихорадочным нетерпением… Признаюсь, откровенно, действительность превзошла мечты моего воображения… Вы один могли передать на полотно тот внутренний мир, которым жила Маруся».
Но к сожалению это творение мастера было утеряно, и дальнейшая его судьба не известна.
До нашего времени дошла лишь картина «Больная», первый набросок которой художник сделал у изголовья угасающей Маруси. А позже, когда сестра Вера окажется на смертном одре брат
и создаст эту мрачную картину, где будут просматриваться черты и любимой девушки художника, и его любимой сестры.
Больная. (1886). Автор: Василий Поленов.
Похоронили Оболенскую в белом наряде невесты. А Поленов, очень тяжело переживая утрату любимой и сожалея, что не успел признаться ей в своих чувствах, все ходил и ходил на старинное кладбище по темным кипарисовым аллеям к памятнику, где нашла свое последнее пристанище его первая любовь.
Кладбище среди кипарисов. Этюд. Автор: Василий Поленов.
Надгробный памятник Маруси Оболенской. Рим. Скульптор: Марк Антокольский.
Надгробный памятник на кладбище Тестаччо — это работа скульптора Марка Антокольского. Он изобразил аллегорическую фигуру молодой девушки-христианки, скорбно сидящей у входа в склеп…
Вторая любовь Василия Поленова
По истечению пяти лет после смерти Оболенской вторая нежданная любовь настигла Поленова в дороге, когда в его купе вошла незнакомка. Как позже оказалось, к удивлению художника, ее звали Марией — Марией Климентовой. И к тому же она обучалась оперному пению Московской консерватории, как и его Маруся. Увидев знак судьбы в таком удивительном совпадении, Василий Дмитриевич сразу же влюбился страстно и горячо.
Мария Климентова — оперная дива.
Девушке было двадцать лет, а ему тридцать три… Но не суждено было и этой любви сбыться. Климентова, не отвечая особой взаимностью, то приближала художника к себе, то отталкивала.
И уже став оперной певицей, такую же интрижку, основанную на пустом женском тщеславии, она заведет с писателем Антоном Чеховым.
Портрет М.Н. Климентова. Автор: И.Е. Репин.
А однажды Поленов, вернувшись из очередной зарубежной поездки, с горечью узнал, что Мария Климентова вышла замуж за успешного адвоката Муромцева. Со временем оперная дива от неудовлетворенности начала выпивать, приобщилась к карточной игре. С 1920-х жила за рубежом во Франции. Умерла в Париже.
Любовь на всю оставшуюся жизнь
В довершение к его несчастной любви у Поленова умирает его сестра-близнец Вера, которую он очень любил. Муки и страдания заставляют художника искать отдушину в гостеприимном доме Мамонтовых в Абрамцеве, где всегда находил утешение поддержку и вдохновение.
Портрет Натальи Васильевны Якунчиковой, жены Поленова. (1879). Автор: Василий Поленов.
И не сразу Василий Дмитриевич понял, а потом еще долго не мог поверить в то, что по нему вздыхает родственница Мамонтовых, Наталья Якунчикова — дочь московского купца и промышленника. Тихая скромная девушка была на четырнадцать лет моложе Поленова, и уже несколько лет любила его преданно, молча и горячо.
Портрет жены Натальи. Автор: Василий Поленов.
К тому же Наталья так же имела талант к живописи: иногда писала пейзажи. А вот ее младшая сестра Мария Васильевна, после замужества Якунчикова-Вебер, стала известной художницей.
Наталья Якунчикова за мольбертом. Этюд. Автор: Василий Поленов.
Жуковка. Этюд. (1888). Автор: Н.В. Якунчикова.
И вот однажды во время совместной работы над эскизами вышивок для церковных хоругви у Поленова наконец-то открылись глаза, и он обо всем догадался. У 40-летнего художника к этой девушке не было той жгучей страсти, которую он испытывал к Оболенской или Клементовой, но с ней ему так было тепло, уютно и хорошо.
И когда в Абрамцеве завершилось строительство храма, который спроектировали Поленов и Виктор Васнецов, первыми в нем обвенчались Наталья Якунчикова и Василий Поленов.
Наталья Васильевна будет одной из самых преданных жен русских художников: он сам и его творчество составит весь смысл её жизни.
В.Д.Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей.
В.Д.Поленов с дочерьми.
И вот уже спустя несколько лет семья Поленовых переедет в усадьбу Борок на берегу Оки. В их семье родится шестеро детей — два сына и четыре дочери.(Самый старший сын умрет младенцем). Там за свои средства они возведут церковь, школы, будут лично оплачивать работу учителей, создадут народный театр, в котором первым режиссером станет Наталья Васильевна Поленова. А еще ими будет основана «диорама» из полотен самого художника, которая для местного крестьянства станет как «кругосветное путешествие» по миру.
И всего лишь на четыре года Наталья Васильевна переживет своего мужа — гениального художника- пейзажиста Василия Поленова.
Портрет Веры Дмитриевны Хрущевой, сестры художника (1874). Автор:Василий Поленов.
Елена Дмитриевна Поленова — сестра Василия Поленова.
Кроме сестры Веры, с которой они родились в один день, у Поленова было еще две сестры и брат. Самая младшая «Лиля» (Елена Поленова), пойдет по стопам знаменитого брата, и станет первой в России профессиональной женщиной-художницей. Она проиллюстрировала множество русских сказок, чем и стала знаменита.
published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru
https://art-oboz.ru/uncategorized/zapozdalaia-lubov-rycaria-krasoty-vasiliia-polenova-neizvestnye-stranicy-lichnoi-jizni-rysskogo-geniia.htmlассорти
Добавить комментарий