На вопрос «Какой самый сложный эпизод в фильме «Место встречи изменить нельзя»?» режиссёр Станислав Говорухин всегда отвечает: «Погоня муровцев за Фоксом». В фильме сцены этой погони за Фоксом занимают несколько минут, но снимались они в течении месяца, а потом еще пришлось кое-что доснимать уже во время монтажа фильма

Но давайте сначала вспомним сам эпизод

Средств на постановку столь сложных сцен было в обрез. Кроме того, обе машины – «Фердинанд» и «Студебеккер» оказались в очень плачевном состоянии — едва могли двигаться.

Вот что вспоминал художник-постановщик Валентин Гидулянов: «Мы нашли совершенно «убитый» «Студебеккер» – не на ходу, без тормозов. Разгонять этого инвалида должен был специальный грузовик-толкач. В определенный момент он должен был отцепиться, и в кадре «Студер» катил под уклон к реке самостоятельно. Чтобы автомобиль более эффектно «спланировал» с набережной, соорудили перед парапетом небольшой деревянный трамплин. В кабину сели два наших лучших каскадера — Владимир Жариков и Олег Федулов…»

Кстати, для подстраховки Говорухин пригласил еще двух известных автогонщиков, но те вынесли убийственный вердикт: «Башку разобьете». И все же…

«Предстояло сделать лишь один дубль, причем в условиях «режимной съемки», за те считанные минуты, когда сгущаются сумерки, — рассказывает главный оператор фильма Леонид Бурлака. — Вроде бы все подготовили, отрепетировали — нужно начинать. Вдруг выясняется: у толкача заглох двигатель, и никак не могут его завести. Я вижу, что свет катастрофически уходит — еще чуть-чуть, и снимать уже будет нельзя. Наконец, буквально в последний момент автомобиль все же завелся, разогнал «Студебеккер», тот покатил к реке, сбил решетку…»

Послушаем В. Жарикова: «Мы загорелись этим трюком и даже подписку режиссеру дали: «За наши жизни и здоровье киногруппа ответственности не несет». Сцену репетировали две недели: изучили трассу, рассчитали скорость. Наконец день съемки. Кончается сентябрь, холодно. Подъезды перекрыты, но на мосту толпа зрителей. Мы уже сидим в машине, а команды все нет, что-то заело с камерами. Наконец — сигнал. Разгоняемся. Машина ударяется колесами о тротуар, подпрыгивает, и я чувствую — летим. Ремни безопасности применить нельзя, мы упираемся во что можем руками, ногами, спинами… Навстречу несется что-то черное…»

Больше всего съёмочная группа опасалась, что машина в полете перевернется вверх колесами. Но именно это и произошло: грузовик воткнулся в воду радиатором, его заднюю часть задрало (хотя планировалось что она упадет в воду брюхом, для этого в кузов положили тяжелую плиту). Вдобавок оказалось, что в этом месте дно Яузы покрыто метровым слоем ила. В него целиком ушла кабина «Студебеккера», так что каскадерам было очень непросто выбраться наружу. Все решили, что кабина сплющилась от удара о дно и каскадеры погибли. Но они чудом остались живы и даже не пострадали. Им было больно по другой причине: самая главная камера, та, что должна была снимать падение крупным планом, не сработала…

И ещё один интересный момент — во время преследования грузовика слышен только голос Жеглова, но в кадре почти нет. Как рассказывал Говорухин, это сделано специально: Еще в самом начале съемок фильма они договорились с Высоцким, что ему будет дана возможность отдохнуть. Почти весь месяц, что снимались эти кадры, он провел в зарубежных поездках. Высоцкий появился лишь в самом конце и работал в течение буквально двух часов — помните сцену: Жеглов разбивает стекло «Фердинанда» и, высунувшись, стреляет по уходящему «Студебеккеру» с бандитами?

Первоначально предполагалось, что герой Высоцкого должен опустить раму автобусного окна, но Владимир Семёнович вдруг решил сымпровизировать. Как рассказывал главный оператор Леонид Бурлака, стекло в окне «Фердинанда» оказалось толстое. «Высоцкий раз по нему ударил, другой… Наконец с третьей попытки высадил. И тут же закричал сердито: «Ну все, п…ц, приехали!» Смотрим, у него рука в крови: на пальце — глубокий порез от осколка. А ведь тем же вечером Высоцкий должен был вылетать на очередные гастроли в Сибирь. Но пришлось эти концерты отменить…»

И ещё один момент про этот эпизод. Артист Алексей Миронов, игравший водителя Копытина, работал без дублера и сам управлял ретроавтобусом. Участники съемочной группы рассказали, что в разгар работы над фильмом у Миронова стало сильно сдавать зрение – развивалась катаракта. Тогда Высоцкий решил помочь «коллеге по МУРу». Он позвонил академику Федорову, и в клинике знаменитого офтальмолога Миронову «отремонтировали» глаза

[

published on art-oboz.ru according to the materials dubikvit.livejournal.com

adminкино
На вопрос 'Какой самый сложный эпизод в фильме 'Место встречи изменить нельзя'?' режиссёр Станислав Говорухин всегда отвечает: 'Погоня муровцев за Фоксом'. В фильме сцены этой погони за Фоксом занимают несколько минут, но снимались они в течении месяца, а потом еще пришлось кое-что доснимать уже во время монтажа фильмаНо давайте...