3 мая 1808 в Мадриде. Франсиско Гойя. фото: aria-art.ru
Художник эпохи романтизма Франсиско Гойя вошел в историю благодаря своему далёкому от романтики шедевру — картине, изображающей кровавое подавление восстания в Мадриде 3 мая 1808 года. В нашем обзоре интересные факты об этом полотне.

1.Напоминание о мрачном событии


Наполеон Бонапарт. фото: nevsepic.com.ua

В 1807 году войска Наполеона Бонапарта пересекли Пиренеи, чтобы в союзе с Испанией захватить и поделить территорию Португалии. Однако, у Наполеона были свои планы и он попытался захватить Испанию. Когда испанский король Карл IV понял, что происходит, то он попытался бежать в Южную Америку. Но перед бегством он был вынужден из-за волны народного гнева отречься от престола в пользу своего сына Фердинанда VII.

В итоге в Мадриде произошло восстание, которое было безжалостно подавлено французскими войсками. Именно эти события описаны в картине «3 мая 1808 в Мадриде». Через два дня, Наполеон вынудил обоих королей (Карла и Фердинанда) отречься от престола в пользу себя, после чего назначил своего брата Жозефа в качестве нового монарха Испании. Фердинанд VII вновь смог занять престол только через 6 лет.

2. У картины Гойя несколько названий


Карл IV. фото: gruzdoff.ru

Картина Гойя известна под названиями «Расстрел 3 мая», «3 мая 1808 в Мадриде» или просто «Расстрел».

3. У картины есть приквел


Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде. фото: bse.sci-lib.com

Немногим ранее Гойя написал картину «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», на которой изображен день Мадридского восстания, На этой картине показаны радостные испанцы, празднующие победу. Никто не знал, что на следующий день, 3 мая 1808 года в Мадриде наполеоновские солдаты убьют сотни повстанцев.

4. Картина-извинение


Жозеф Бонапарт. фото: www.mesoeurasia.org

Во время французской оккупации Гойя сохранил свое положение придворного художника, т.е. он дал клятву верности узурпатору Жозефу Бонапарту. Когда французы наконец были изгнаны из Испании в феврале 1814 года, Гойя попросил испанское правительство разрешить ему «увековечить посредством кисти наиболее заметные и героические моменты славного восстания против европейского тирана».

5. Негативные отзывы


Кровь на картине. фото: aria-art.ru

Картина моментально заработала презрение у критиков. Гойя фактически попрал все традиции, представив героев войны в менее эпическом свете, нежели это было принято. Он также нарисовал на картине кровь, что было очень непопулярно в истории живописи 19-го века.

6. Христианская иконография и эмоциональность


Рана на правой руке напоминает стигмат. фото: aria-art.ru

В то время как Гойя отказался от традиций изображения людей в максимально выгодном свете, он «сделал реверанс» в сторону набожности. Стоит обратить внимание, как человек в центре картины поднимает руки в позе, подобной Иисусу, висящему на кресте. И если присмотреться, то можно заметить, что подобно Иисусу, у этого человека есть рана на правой руке, напоминающая стигмат. В этом контексте, испанские мятежники представлены в виде мучеников, которые умерли во имя любви и служения родине.

7. Свет прожектора


Изображение света прожектора. фото: aria-art.ru

Артисты эпохи барокко умели превосходно использовать изображение света, чтобы символизировать божественное, но в «3 мая 1808 в Мадриде» сияющий прожектор является вспомогательным инструментом для французских солдат во время расстрела повстанцев ночью.

8. Антивоенные мотивы


Безоружные мужчины отвернулись от солдат. фото: aria-art.ru

Кровь, мужчины, которые оплакивают свою жизнь перед расстрелом, и центральная фигура с поднятыми руками свидетельствуют о том, что Гойя хотел представить войну не благородным, а ужасным занятием. При всем уважении испанцев, погибших в борьбе за освобождение города, он нарисовал войну и ее жертв в гротескном свете. Солдаты убивают безоружных мужчин, которые отвернулись от них так, чтобы не было видно их лиц.

9. Обманчивые размеры


Статуя Гойя в Мадриде. фото: findmapplaces.com

Размеры полотна «3 мая 1808 в Мадриде» — 375 × 266 см. «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» примерно того же размера.

10. Картина выставлена в Мадриде


Мадридский музей Прадо. фото: carsecology.ru

Некоторые историки полагают, что картина пребывала во владении короля около 30 лет, прежде чем ее подарили Мадридскому музею Прадо в промежутке между 1819 и 1845 годами. Впервые картина была внесена в каталог музея только в 1872 году.

11. Поворотный момент в творчестве Гойя


Портрет Франсиско Гойя. фото: art.biblioclub.ru

Французская оккупация произвела глубокое впечатление на художника. Хотя сначала он поддерживал французскую революцию, впоследствии Гойя испытал все ужасы французской оккупации. Раньше произведения Гойя были более направлены на социальную и политическую тематику, а, начиная с «3 мая» и «2 мая», его работы приобрели более темный цвет и стали более мрачными.

12. Дата первого показа неизвестна


Фердинанд VII. фото: library.kiwix.org

Историки не нашли никаких упоминаний о том, когда состоялся премьерный показ картины. Возможно, этот странный пробел в исторических записях произошел по вине короля Испании Фердинанда VII, который не был поклонником «3 мая 1808 в Мадриде».

13. Война


Резня в Корее. Пабло Пикассо. фото: picasso-picasso.ru

Повреждены они были не во время боя. В попытке сохранить картины во время гражданской войны в Испании (1936-1939) «3 мая» и «2 мая» были перевезены в Валенсию, а затем в Женеву. По дороге произошла авария, при которой были повреждены обе работы.

14. Предмет вдохновения для художников


Расстрел императора Максимилиана. Эдуар Мане. фото: museum-online.ru

Картины Эдуарда Мане «Расстрел императора Максимилиана» и Пабло Пикассо «Резня в Корее» отображают ту же самую тревожность, которая впервые была показана на картинах Гойя.

15. «3 мая 1808 в Мадриде» — одно из самых известных полотен о войне


Герника. Пабло Пикассо. фото: asaartgallery.ru

«3 мая 1808 в Мадриде» часто сравнивают с «Герникой» Пикассо, поскольку обе картины открыто показывают всю жестокость войны. Хотя изначально полотно очень критиковали, сегодня оно считается новаторским шедевром.

В списке всемирно известных полотен и шокировавшая общество картина «Клиника Гросса» реалиста Томаса Икинса, интересные факты о которой мы собрали для наших читателей.

published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru

adminизо
3 мая 1808 в Мадриде. Франсиско Гойя. фото: aria-art.ru Художник эпохи романтизма Франсиско Гойя вошел в историю благодаря своему далёкому от романтики шедевру - картине, изображающей кровавое подавление восстания в Мадриде 3 мая 1808 года. В нашем обзоре интересные факты об этом полотне.1.Напоминание о мрачном событииНаполеон Бонапарт. фото: nevsepic.com.uaВ...